Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века
В свое время, полемизируя с апологетами художника, видевшими в живописном убранстве собора образец подлинного церковного православного искусства, Александр Бенуа удивлялся тому, что они не узнают «в этих „святых" и отцах церкви тех же немного балаганных берендеев, Иванушек и Василис, которые фигурируют в прежних произведениях Васнецова».
Конечно, это утверждение критика, высказанное в период острой борьбы вокруг Васнецова в «мирискуснической» среде, - некоторая утрировка действительного содержания васнецовских образов. Но, несомненно, доля истины в нем была. Художнику, считавшему своей задачей, своей миссией возрождение национальных традиций монументального храмового икусства, было достаточно оснований поставить в упрек то обстоятельство, что в создаваемой им религиозной картине мира между «небом» и «землею» существует еще и некая театральная сцена. Но, вероятно, справедливее видеть за всем этим несколько иное - реальные сложности и противоречия, стоявшие на пути изобразительного искусства в его желании овладеть целостным представлением о мире, найти органическое единство всечеловеческих идеалов и русских проблем.
Те же задачи и те же трудности выявлялись у художников, шедших в русской культуре совсем другими дорогами.
На академической выставке 1863 г. экспонировалась и пользовалась большой популярностью картина Н. Н. Ге «Тайная вечеря». Если не считать академических «программ», это была, собственно говоря, первая серьезная работа на евангельский сюжет, хронологически полностью связанная со второй половиной XIX в., и новый жизненный общественно-культурный контекст старого сюжета явно сказался на зрительском к ней отношении. Среди тех многих крупных деятелей русской культуры, которые весьма заинтересованно, хотя и не всегда одобрительно отнеслись к замыслу художника и к его исполнению, был М. Е Салтыков-Щедрин. По поводу картины он, в частности, писал: «Я, со своей стороны, очень рад, что нашелся наконец добрый человек, который написал картину
(Собственно для меня,, зрителя толпы, а не для знатоков-педантов.
← Салтыков-Щедрин | Ища единения своей философско-художественной концепции мира → |
---|