Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Салтыков-Щедрин

Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века

Я рад этому, потому что очень искусно написанных картин не понимаю, и требую, чтобы художник относился ко мне доступным для меня образом, чтоб он если желает сделать меня участником изображаемого им мира, то не заставлял бы меня лазить для этого на колокольню, а вводил бы в этот мир так же просто и естественно, как я вхожу в мою собственную квартиру.

Но как скоро художник осязательно доказывает толпе, что мир, им изображаемый, может быть при известных условиях ее собственным миром, что смысл подвига самого высокого заключается в его преемственности и повторяемости, тогда толпа чувствует себя, так сказать, прижатою к стене и не шутя начинает сознавать себя малодушною и виноватою».
Эти слова почти программно формулировали взгляд многих и многих современников на общественно-эстетическую функцию именно изобразительного искусства (скажем, за литературой и музыкой признавалась и другая роль). Говоря о своем желании входить в создаваемый художником мир как в «собственную квартиру», Салтыков-Щедрин разумел в первую очередь ту реальную обстановку происходившей трапезы, которая изображена на полотне. Но речь шла и о гораздо более существенной стороне дела - о том, что евангельская сцена выглядит на картине Ге изнутри «обжитой» сознанием частного человека, что она соразмерна его собственным представлениям о нравственных ценностях, душевных драмах и людских судьбах. Там, где Иванов видел великую духовную силу, не столько пребывающую в мире, сколько творящую его по высшим законам бытия, Ге был склонен усматривать предметный урок для нравственной ориентации личности. Ивановское произведение проникнуто ожиданием чуда. Чудес на свете не бывает, а есть сбывшиеся или обманутые надежды, есть постоянно встающие проблемы жизненного самоопределения человека, решать которые он должен сам, - вот о чем говорит «Тайная вечеря» Ге, вот что написано на лицах Христа и его ближайших учеников.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Невыразимость и безотчетность музыкальных страстей

Не случайно поэтому именно музыка с ее эмоциональностью,…

Лучшие произведения

Несомненно, движение Бури и натиска представляло более зрелую ступень…

Искусство в ситуации фольклорной культуры

За ними ощущаются более общие мотивы борьбы со всякой национальной…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…