Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Салтыков-Щедрин

Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века

Я рад этому, потому что очень искусно написанных картин не понимаю, и требую, чтобы художник относился ко мне доступным для меня образом, чтоб он если желает сделать меня участником изображаемого им мира, то не заставлял бы меня лазить для этого на колокольню, а вводил бы в этот мир так же просто и естественно, как я вхожу в мою собственную квартиру.

Но как скоро художник осязательно доказывает толпе, что мир, им изображаемый, может быть при известных условиях ее собственным миром, что смысл подвига самого высокого заключается в его преемственности и повторяемости, тогда толпа чувствует себя, так сказать, прижатою к стене и не шутя начинает сознавать себя малодушною и виноватою».
Эти слова почти программно формулировали взгляд многих и многих современников на общественно-эстетическую функцию именно изобразительного искусства (скажем, за литературой и музыкой признавалась и другая роль). Говоря о своем желании входить в создаваемый художником мир как в «собственную квартиру», Салтыков-Щедрин разумел в первую очередь ту реальную обстановку происходившей трапезы, которая изображена на полотне. Но речь шла и о гораздо более существенной стороне дела - о том, что евангельская сцена выглядит на картине Ге изнутри «обжитой» сознанием частного человека, что она соразмерна его собственным представлениям о нравственных ценностях, душевных драмах и людских судьбах. Там, где Иванов видел великую духовную силу, не столько пребывающую в мире, сколько творящую его по высшим законам бытия, Ге был склонен усматривать предметный урок для нравственной ориентации личности. Ивановское произведение проникнуто ожиданием чуда. Чудес на свете не бывает, а есть сбывшиеся или обманутые надежды, есть постоянно встающие проблемы жизненного самоопределения человека, решать которые он должен сам, - вот о чем говорит «Тайная вечеря» Ге, вот что написано на лицах Христа и его ближайших учеников.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Примитивный человек

Как бы там ни было, искусство служило посредником между повседневным…

Визуальная динамика художественного образа

Художественное действо фрески как бы сдвигается на сцену земли и неба…

Проблема понимания

Так или иначе приходится признать, что структура современного…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…