Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века
Сравнение образной системы этих двух картин привело бы нас приблизительно к выводам, отмеченным выше при сопоставлении «Боярыни Морозовой» и «Крестного хода в Курской губернии». Суриковский интерьер - это сгусток центростремительных духовных сил, нагнетающих ту напряженность атмосферы, внутри которой возникают, не могут не возникнуть, и особая теснота, плотность композиции, и мощная пластика образов.
Неподвижная сосредоточенность Меншикова углубляет драматический конфликт и, главное, выводит его за пределы бытового ощущения времени. Напротив, именно на таком ощущении времени построено репинское полотно, именно это восприятие изображенного момента подчеркнуто и самим названием картины - «Не ждали». Первым композиционным оформлением суриковского замысла стал живописный этюд, изображающий тесное пространство деревенской избы - мотив, полностью лишенный сценической выразительности, но хорошо выражающий своей пластикой органическую жизнь. Репин, работая над своим произведением, гораздо больше внимания уделял режиссерским поискам и через них шел к сложной психологической драматургии полотна.
Сопоставление можно было бы продолжить, и тогда бы выявились и еще многие серьезные различия между этими двумя крупными созданиями русской живописи. Но здесь хотелось бы кратко сказать о другом - о важном свойстве русской художественной культуры изучаемой эпохи, по-разному сказавшемся и в «Меншикове в Березове» и в «Не ждали» и объединившем их в конечной творческой цели авторов.
← Неподвижная сосредоточенность Меншикова | Друг за другом → |
---|