Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века
И вместе с тем есть все основания утверждать: включившись в круг бытовой живописи второй половины XIX в., «интерьер» как тип картины утратил свою суверенную миросозидательную роль, которую он играл в русском искусстве предшествующих десятилетий. Только что приведенные примеры не противоречат сказанному.
Утратив свое миросозидательное свойство, «интерьер» обрел незаменимое значение в расширении сюжетного репертуара русского реализма. Мир картины сузился до изображения частных домашних сцен, но эти сцены обозначили существенные внутренние связи в социальной картине мира, включающей, что очень важно, представления о связях между историческими судьбами России и личной судьбой человека. Эта последняя тема могла выступать в качестве жанрообразующего начала, выявляющего повседневный бытовой статус личности, но она же могла, подобно мотивам национального пейзажа, обретать и «наджанровый», интегрирующий смысл. В наиболее значительных произведениях оба эти импульса действовали совместно.
Друг за другом, с промежутком в один год, в русском искусстве появились две этапные картины: в 1883 г. «Меншиков в Березове» В. И. Сурикова и в 1884 г. «Не ждали» И. Е. Репина. В обеих картинах действующие лица изображались в домашней обстановке, но первая из них, по привычной классификации, представляла историческую живопись, вторая - бытовую.
← Сравнение образной системы | Картины В. М. Максимова → |
---|