Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века
Любая «интерьерная» картина второй половины прошлого столетия, понятно, разумела, что за пределами изображенных стен существует и другой мир и что представленные на полотне эпизоды частной жизни человека вовсе не исчерпывают его существования. В этом смысле русское искусство ничем не отличалось от живописи других национальных школ. Более того, на свободном «перетекании» домашнего быта и быта уличного, «перетекании», не знающем никаких препятствий, никаких преград, основана вся общеевропейская, в том числе русская, салонная «интерьерная» живопись того времени.
Если и можно здесь условно говорить о некоей создававшейся картине мира, то эта картина мира выглядела одномерной, необычайно уплощенной. Лучшие «интерьеры» русского искусства второй половины века столь же подчеркивают связь домашнего мира с миром внешним, сколь и показывают внутреннюю конфликтность этой связи, постоянную тягу к ней и часто невозможность ее осуществления. За всем этим стояла, выражаясь языком историософских категорий, трудная проблема русского общественного сознания, все время пытавшегося сопрячь два предначертания - судьбы человека и исторического пути России. Но за этим стояла и потребность воплотить средствами изобразительного искусства того времени картину мира с той полнотой, в которой выявились бы самые существенные вопросы бытия.
Выше уже говорилось, что портретная живопись (и графика тоже) в русском искусстве второй половины XIX в. активно утверждала себя в виде самостоятельного жанра и вместе с тем играла интегрирующую, «наджанровую» роль, оказываясь важной частью миросозидательных намерений русской художественной культуры той эпохи. В первом своем качестве, как особое жанровое образование, имевшее свои эстетические принципы, свою историческую эволюцию, русский портрет этого времени многократно пользовался и пользуется вниманием специалист. Гораздо реже портретный образ предстает перед исследователем вне своей жанровой предназначенности, как средоточие духовных усилий России осознать себя, свою общественную и национальную миссию в современном мире.
← Любая «интерьерная» картина | Сравнение образной системы → |
---|