Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Неподвижная сосредоточенность Меншикова

Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века

Любая «интерьерная» картина второй половины прошлого столетия, понятно, разумела, что за пределами изображенных стен существует и другой мир и что представленные на полотне эпизоды частной жизни человека вовсе не исчерпывают его существования. В этом смысле русское искусство ничем не отличалось от живописи других национальных школ. Более того, на свободном «перетекании» домашнего быта и быта уличного, «перетекании», не знающем никаких препятствий, никаких преград, основана вся общеевропейская, в том числе русская, салонная «интерьерная» живопись того времени.

Если и можно здесь условно говорить о некоей создававшейся картине мира, то эта картина мира выглядела одномерной, необычайно уплощенной. Лучшие «интерьеры» русского искусства второй половины века столь же подчеркивают связь домашнего мира с миром внешним, сколь и показывают внутреннюю конфликтность этой связи, постоянную тягу к ней и часто невозможность ее осуществления. За всем этим стояла, выражаясь языком историософских категорий, трудная проблема русского общественного сознания, все время пытавшегося сопрячь два предначертания - судьбы человека и исторического пути России. Но за этим стояла и потребность воплотить средствами изобразительного искусства того времени картину мира с той полнотой, в которой выявились бы самые существенные вопросы бытия.

Выше уже говорилось, что портретная живопись (и графика тоже) в русском искусстве второй половины XIX в. активно утверждала себя в виде самостоятельного жанра и вместе с тем играла интегрирующую, «наджанровую» роль, оказываясь важной частью миросозидательных намерений русской художественной культуры той эпохи. В первом своем качестве, как особое жанровое образование, имевшее свои эстетические принципы, свою историческую эволюцию, русский портрет этого времени многократно пользовался и пользуется вниманием специалист. Гораздо реже портретный образ предстает перед исследователем вне своей жанровой предназначенности, как средоточие духовных усилий России осознать себя, свою общественную и национальную миссию в современном мире.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Целостно-человеческое духовное содержание

Некоторые из культурологических подходов, использовавшихся Иоффе,…

Система духовной культуры

Эта многоликость художественного продукта не перечеркивает вместе с…

Михаил Александрович Врубель (1856- 1910)

Крупнейший мастер в русском искусстве рубежа 19- 20 вв. В 1880г. он…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…