Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Самоанализ, запечатленный в письмах композитора

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Результатом приспособления некоторых жанров в народной среде стало возникновение самобытнейших духовно-творческих явлений. Быть может, самое яркое среди них - духовный стих, жанр очень многообразный, соединяющий в себе элементы книжные и устные и тем самым показывающий путь сближения древнерусской профессиональной музыкально-поэтической традиции с чисто фольклорной. Стих воспринимал воздействия нового времени - от поэзии М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова до интонаций рабочей песни рубежа веков.

В нем, как и в литературных «отреченных книгах» - апокрифах, верно и ясно отразилось самосознание неофициальной, народной России. Понятна поэтому важная роль именно такого пласта в отечественной литературе и музыке второй половины XIX в., которые в своем понимании народности были столь же далеки от официального русла. В частности, если говорить о претворении духовного стиха в музыке, то можно вспомнить, что его интонации имеют сквозное драматургическое значение в «Борисе Годунове» Мусоргского (они появляются уже в первой картине Пролога - призыв калик перехожих к объединению Руси «Облекайтесь в ризы светлые.. .» - и затем в кульминации финала, проповеди Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкнули.. .»), что еще более существенно их звучание в «Хованщине», где вместе с песенностью, обиходными мотивами, речевым пластом они образуют собственно язык оперы. Великолепное претворение мелодика духовного стиха находит в «Китеже», который весь есть апокриф, народная легенда.
Подобные источники часто обеспечивали подлинность исторического плана музыкальных произведений. Но это «прошедшее» было одновременно и «настоящим» (по формулировке Мусоргского: «Прошедшее в настоящем - вот моя задача»): в «картине мира», создаваемой русской музыкой, реально, конкретно отражалось совмещение в русской жизни разных измерений исторического времени, разных представлений о мире.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Свобода утверждения личностного

Свобода утверждения личностного, индивидуально-пристрастного всегда…

Мир мечты и мир архитектуры

Несколько забегая вперед, ответим: насколько несут в себе проект…

Формирования содержания мысли

Тому, кто выводит поэтику фольклора из природы сознания,,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…