Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Самоанализ, запечатленный в письмах композитора

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Результатом приспособления некоторых жанров в народной среде стало возникновение самобытнейших духовно-творческих явлений. Быть может, самое яркое среди них - духовный стих, жанр очень многообразный, соединяющий в себе элементы книжные и устные и тем самым показывающий путь сближения древнерусской профессиональной музыкально-поэтической традиции с чисто фольклорной. Стих воспринимал воздействия нового времени - от поэзии М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова до интонаций рабочей песни рубежа веков.

В нем, как и в литературных «отреченных книгах» - апокрифах, верно и ясно отразилось самосознание неофициальной, народной России. Понятна поэтому важная роль именно такого пласта в отечественной литературе и музыке второй половины XIX в., которые в своем понимании народности были столь же далеки от официального русла. В частности, если говорить о претворении духовного стиха в музыке, то можно вспомнить, что его интонации имеют сквозное драматургическое значение в «Борисе Годунове» Мусоргского (они появляются уже в первой картине Пролога - призыв калик перехожих к объединению Руси «Облекайтесь в ризы светлые.. .» - и затем в кульминации финала, проповеди Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкнули.. .»), что еще более существенно их звучание в «Хованщине», где вместе с песенностью, обиходными мотивами, речевым пластом они образуют собственно язык оперы. Великолепное претворение мелодика духовного стиха находит в «Китеже», который весь есть апокриф, народная легенда.
Подобные источники часто обеспечивали подлинность исторического плана музыкальных произведений. Но это «прошедшее» было одновременно и «настоящим» (по формулировке Мусоргского: «Прошедшее в настоящем - вот моя задача»): в «картине мира», создаваемой русской музыкой, реально, конкретно отражалось совмещение в русской жизни разных измерений исторического времени, разных представлений о мире.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Разработка эстетического понятия искусства

Возросшему общественному значению искусства соответствовало…

Эстетика Бури

Чтобы осуществить эту цель, должен быть создан новый тип…

Современная философская мысль

По самим своим онтологическим свойствам он плохо соответствует…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…