Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века
Результатом приспособления некоторых жанров в народной среде стало возникновение самобытнейших духовно-творческих явлений. Быть может, самое яркое среди них - духовный стих, жанр очень многообразный, соединяющий в себе элементы книжные и устные и тем самым показывающий путь сближения древнерусской профессиональной музыкально-поэтической традиции с чисто фольклорной. Стих воспринимал воздействия нового времени - от поэзии М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова до интонаций рабочей песни рубежа веков.
В нем, как и в литературных «отреченных книгах» - апокрифах, верно и ясно отразилось самосознание неофициальной, народной России. Понятна поэтому важная роль именно такого пласта в отечественной литературе и музыке второй половины XIX в., которые в своем понимании народности были столь же далеки от официального русла. В частности, если говорить о претворении духовного стиха в музыке, то можно вспомнить, что его интонации имеют сквозное драматургическое значение в «Борисе Годунове» Мусоргского (они появляются уже в первой картине Пролога - призыв калик перехожих к объединению Руси «Облекайтесь в ризы светлые.. .» - и затем в кульминации финала, проповеди Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкнули.. .»), что еще более существенно их звучание в «Хованщине», где вместе с песенностью, обиходными мотивами, речевым пластом они образуют собственно язык оперы. Великолепное претворение мелодика духовного стиха находит в «Китеже», который весь есть апокриф, народная легенда.
Подобные источники часто обеспечивали подлинность исторического плана музыкальных произведений. Но это «прошедшее» было одновременно и «настоящим» (по формулировке Мусоргского: «Прошедшее в настоящем - вот моя задача»): в «картине мира», создаваемой русской музыкой, реально, конкретно отражалось совмещение в русской жизни разных измерений исторического времени, разных представлений о мире.
← Подобные источники | Подобные образы → |
---|