Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Подобные источники

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Внимание русской литературы и живописи во второй половине XIX в. было постоянно обращено к современной жизни страны. В музыке дело обстояло несколько по-иному. Мироощущение человека той эпохи, вероятно, наиболее непосредственно отражено в вокальной лирике, однако лирическое имеет особую природу - во многом общечеловеческую, всевременную.

Что же касается самого крупного, концепционного жанра - оперы, то наиболее «передовым» в этом смысле являлся, по-видимому, «Евгений Онегин» Чайковского, «современность» которого поначалу шокировала публику и критику, хотя налицо было смягчающее обстоятельство в виде пушкинского сюжета, да, кроме того, Чайковский и не ставил своей задачей отражение русской жизни 1820-х годов прошлого столетия, а стремился к музыкальному воплощению лирической линии пушкинского романа в стихах. Впрямую современны герои вокальных сцен Даргомыжского и Мусоргского, но в первом случае это жанрово-характеристические зарисовки, во втором - или карикатуры («Раек», «Классик», «Козел»), или национальные типы, жившие во времена Мусоргского, но,и всевременные («Савишна», «Озорник», «Сиротка»). Причем все это - миниатюры, о большой опере «из современной жизни» не помышлял даже такой крайний «реалист», как Мусоргский, и его блестящий первый акт незавершенной «Женитьбы» по Гоголю остался «Этюдом для камерной пробы». В одном из писем к А. А. Голенищеву-Кутузову он сформулировал причину, по которой считал затруднительным отражение текущей действительности в крупной художественной форме: «Современные романы писались в то время, когда ничто не предпринималось, а мы, грешные, живем на перевале от предпринятых мер и их унятию. Возможен ли современный роман там, где отношение лица к обществу людей (et vice versa) сегодня так, а завтра - как прикажут? Ведь только нечто постоянное (до времени) может дать художнику из суммы явлений известный тип.. .» В противовес выдвигается «изучение истории, передача ее в художественном воплощении», которые «требуемы и творческим инстинктом и обществом русских».

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Пик собирательской деятельности

Движимые небезосновательной тревогой за судьбы фольклора в…

Культурологический подход

Но по мере ее наполнения все труднее оказывается определить сущность…

Понятие видимости в эстетике немецкого идеализма

Однако при всем понятийном экспансионизме, который таит в себе…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…