Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Подобные источники

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Внимание русской литературы и живописи во второй половине XIX в. было постоянно обращено к современной жизни страны. В музыке дело обстояло несколько по-иному. Мироощущение человека той эпохи, вероятно, наиболее непосредственно отражено в вокальной лирике, однако лирическое имеет особую природу - во многом общечеловеческую, всевременную.

Что же касается самого крупного, концепционного жанра - оперы, то наиболее «передовым» в этом смысле являлся, по-видимому, «Евгений Онегин» Чайковского, «современность» которого поначалу шокировала публику и критику, хотя налицо было смягчающее обстоятельство в виде пушкинского сюжета, да, кроме того, Чайковский и не ставил своей задачей отражение русской жизни 1820-х годов прошлого столетия, а стремился к музыкальному воплощению лирической линии пушкинского романа в стихах. Впрямую современны герои вокальных сцен Даргомыжского и Мусоргского, но в первом случае это жанрово-характеристические зарисовки, во втором - или карикатуры («Раек», «Классик», «Козел»), или национальные типы, жившие во времена Мусоргского, но,и всевременные («Савишна», «Озорник», «Сиротка»). Причем все это - миниатюры, о большой опере «из современной жизни» не помышлял даже такой крайний «реалист», как Мусоргский, и его блестящий первый акт незавершенной «Женитьбы» по Гоголю остался «Этюдом для камерной пробы». В одном из писем к А. А. Голенищеву-Кутузову он сформулировал причину, по которой считал затруднительным отражение текущей действительности в крупной художественной форме: «Современные романы писались в то время, когда ничто не предпринималось, а мы, грешные, живем на перевале от предпринятых мер и их унятию. Возможен ли современный роман там, где отношение лица к обществу людей (et vice versa) сегодня так, а завтра - как прикажут? Ведь только нечто постоянное (до времени) может дать художнику из суммы явлений известный тип.. .» В противовес выдвигается «изучение истории, передача ее в художественном воплощении», которые «требуемы и творческим инстинктом и обществом русских».

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Действительность в оппозиции

Для музыканта европейской ориентации все это своего рода фольклор,…

Роль искусства в деле эстетического воспитания

Искусство живет в процессе создания, репродуцирования, тиражирования,…

Пространство и время

Огромная скорость движения во внутренних пространствах микромира…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…