Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века
Наконец, жесткость правительственных и синодальных постановлений не могла до конца регламентировать творческое чувство, национальную интуицию певцов, будь то в деревенской церкви или в столичном соборе: как ни расходились с древними роспевами новые обработки, как ни изменяли его, основной смысл песнопения мог быть выявлен в живом интонировании.
Это и дало повод Ст. Смоленскому в начале XX в. утверждать: «Коренной устой этих напевов (самых обыкновенных напевов тропарей восьми гласов, стихир, прокимнов, ирмосов обычного простого напева), этот „дух" наших церковных песнопений, хранится у нас твердо, и есть именно „русский дух", возвышающий эту простоту до степени великих народных произведений» .
К области «русского духа», к самым сокровенным его проявлениям, принадлежало также совсем вне официального усмотрения находившееся религиозно-музыкальное творчество: то, что хранилось и создавалось в старообрядчестве, и то, что отражало народное «апокрифическое» сознание. Это могли быть и новые крюковые композиции, и духовные стихи, и пение нищей братии (которое, по воспоминаниям Репина, особенно любил изображать Мусоргский). В цитированной выше статье Ст. Смоленский изложил интереснейшую «теорию опускания» - перехода из высших слоев общества в низшие, из всеобщего бытования в распоряжение какой-либо группы общества целых музыкально-стилистических пластов. Так в отдельных областях страны сохранялось распространенное некогда по всей Руси древнее искусство былинного сказительства; так популярное в конце XVII-XVIII столетии искусство кантов из столичных кругов «ушло на север, в уезды, в дальние монастыри»; так романсы XVIII-начала XIX в. сохранялись в городском и крестьянском фольклорном репертуаре. В новых условиях музыкальные стили прошлого изменялись, приспосабливались к иным духовным потребностям, а иногда снова поднимались на поверхность. Например, кант, или псальма, по происхождению своему народная духовная песня Украины и Польши, пережив «официальный период» и затем уйдя в народную среду, оказал большое воздействие на образование повсеместно распространенного «простого напева»; сохраненное старообрядчеством подлинное знаменное пение поднялось в начале XX столетия в профессиональное композитоцское творчество: существование этого искусства обусловило возможность упоминавшейся выше реформы церковного пения.
← Самоанализ, запечатленный в письмах композитора | Церковная музыка Чайковского → |
---|