Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Подобные образы

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Наконец, жесткость правительственных и синодальных постановлений не могла до конца регламентировать творческое чувство, национальную интуицию певцов, будь то в деревенской церкви или в столичном соборе: как ни расходились с древними роспевами новые обработки, как ни изменяли его, основной смысл песнопения мог быть выявлен в живом интонировании.

Это и дало повод Ст. Смоленскому в начале XX в. утверждать: «Коренной устой этих напевов (самых обыкновенных напевов тропарей восьми гласов, стихир, прокимнов, ирмосов обычного простого напева), этот „дух" наших церковных песнопений, хранится у нас твердо, и есть именно „русский дух", возвышающий эту простоту до степени великих народных произведений» .
К области «русского духа», к самым сокровенным его проявлениям, принадлежало также совсем вне официального усмотрения находившееся религиозно-музыкальное творчество: то, что хранилось и создавалось в старообрядчестве, и то, что отражало народное «апокрифическое» сознание. Это могли быть и новые крюковые композиции, и духовные стихи, и пение нищей братии (которое, по воспоминаниям Репина, особенно любил изображать Мусоргский). В цитированной выше статье Ст. Смоленский изложил интереснейшую «теорию опускания» - перехода из высших слоев общества в низшие, из всеобщего бытования в распоряжение какой-либо группы общества целых музыкально-стилистических пластов. Так в отдельных областях страны сохранялось распространенное некогда по всей Руси древнее искусство былинного сказительства; так популярное в конце XVII-XVIII столетии искусство кантов из столичных кругов «ушло на север, в уезды, в дальние монастыри»; так романсы XVIII-начала XIX в. сохранялись в городском и крестьянском фольклорном репертуаре. В новых условиях музыкальные стили прошлого изменялись, приспосабливались к иным духовным потребностям, а иногда снова поднимались на поверхность. Например, кант, или псальма, по происхождению своему народная духовная песня Украины и Польши, пережив «официальный период» и затем уйдя в народную среду, оказал большое воздействие на образование повсеместно распространенного «простого напева»; сохраненное старообрядчеством подлинное знаменное пение поднялось в начале XX столетия в профессиональное композитоцское творчество: существование этого искусства обусловило возможность упоминавшейся выше реформы церковного пения.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Жизненная ситуация

Оно сопутствует труду, общению, играм, но никогда не выделяется в…

Культура как абсолютная ценность человечества

Культура как абсолютная ценность человечества ставит перед обществом…

Престиж фольклора и фольклористики

Курс фольклористики нередко при всех оговорках остается едва ли не…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…