Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Русская точка зрения на жизнь

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

В «Музыке моей Родины» Асафьев проводит сравнение трех почти одновременно созданных опер, в которых «истороическое стало объектом музыкальной драматургии»: «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1829), «Гугеноты» Дж. Мейербера (1836), «Жизнь за царя» Глинки (1836): «Вслушайтесь! Эпический тон, обоснованный прямодушием чувства, - ведь это же от песенности, родника правды эмоций.

И столь реалистичным представляется характер и облик Сусанина и углубляется его подвиг как естественный патриотический поступок. .. в сравнении с грудой пафоса, которую необходимо было взгромоздить вокруг Телля, чтобы оснастить эту, в конце концов, условную, фигуру! И вот - „Гугеноты", где чувство истории несомненно налицо, но зиждется на интересе, на напряженной занимательности исторического романа (имею в виду исторический роман как жанр). Все средства виртуозной романтической школы пения пущены здесь в ход.

Но все это обольщало до первого очередного спектакля „Ивана Сусанина", где Шаляпин безоговорочно отменял мираж оперной, „на котурнах", историчности атмосферой песенности и правдой эпического тона, рожденного в глубинах народно-интонационной естественности» .

Историзм «не на котурнах» получил широчайшее развитие и углубление в отечественной опере послеглинкинского периода. И хотя в искусстве «как» не менее важно, чем «что», стоит все же отметить: по отечественной опере можно неплохо изучить «историю Государства Российского» в разнообразных художественных истолкованиях всех ее основных периодов: от дохристианской и первохристианской Руси («Князь Игорь», «Рогнеда»), татарского нашествия («Китеж»), вечевых республик Новгорода и Пскова (оперы Римского-Корсакова) до событий московского периода - царствований Ивана Грозного («Опричник», «Царская невеста»), Бориса Годунова (Мусоргский), наконец, Петра I («Хованщина», «Мазепа»), отчасти Екатерины II (колорит эпохи дан в «Черевичках» и «Пиковой даме»).

Предполагалось пойти дальше: замыслы «Пугачевщины» Мусоргского и «Степана Разина» Римского-Корсакова.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Роль искусства в деле эстетического воспитания

Искусство живет в процессе создания, репродуцирования, тиражирования,…

Пространство и время

Огромная скорость движения во внутренних пространствах микромира…

Эстетика Бури

Чтобы осуществить эту цель, должен быть создан новый тип…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…