Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Русская точка зрения на жизнь

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

В «Музыке моей Родины» Асафьев проводит сравнение трех почти одновременно созданных опер, в которых «истороическое стало объектом музыкальной драматургии»: «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1829), «Гугеноты» Дж. Мейербера (1836), «Жизнь за царя» Глинки (1836): «Вслушайтесь! Эпический тон, обоснованный прямодушием чувства, - ведь это же от песенности, родника правды эмоций.

И столь реалистичным представляется характер и облик Сусанина и углубляется его подвиг как естественный патриотический поступок. .. в сравнении с грудой пафоса, которую необходимо было взгромоздить вокруг Телля, чтобы оснастить эту, в конце концов, условную, фигуру! И вот - „Гугеноты", где чувство истории несомненно налицо, но зиждется на интересе, на напряженной занимательности исторического романа (имею в виду исторический роман как жанр). Все средства виртуозной романтической школы пения пущены здесь в ход.

Но все это обольщало до первого очередного спектакля „Ивана Сусанина", где Шаляпин безоговорочно отменял мираж оперной, „на котурнах", историчности атмосферой песенности и правдой эпического тона, рожденного в глубинах народно-интонационной естественности» .

Историзм «не на котурнах» получил широчайшее развитие и углубление в отечественной опере послеглинкинского периода. И хотя в искусстве «как» не менее важно, чем «что», стоит все же отметить: по отечественной опере можно неплохо изучить «историю Государства Российского» в разнообразных художественных истолкованиях всех ее основных периодов: от дохристианской и первохристианской Руси («Князь Игорь», «Рогнеда»), татарского нашествия («Китеж»), вечевых республик Новгорода и Пскова (оперы Римского-Корсакова) до событий московского периода - царствований Ивана Грозного («Опричник», «Царская невеста»), Бориса Годунова (Мусоргский), наконец, Петра I («Хованщина», «Мазепа»), отчасти Екатерины II (колорит эпохи дан в «Черевичках» и «Пиковой даме»).

Предполагалось пойти дальше: замыслы «Пугачевщины» Мусоргского и «Степана Разина» Римского-Корсакова.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Художественная реальность

Сегодня субъектом художественного творчества выступает не только…

Освоение конкретных художественных традиций

Точно так же самодеятельная собирательская практика…

Проблематика неумелой непреднамеренности

Такие случаи как раз происходят и в ситуации неумелой намеренности:…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…