Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века
В «Музыке моей Родины» Асафьев проводит сравнение трех почти одновременно созданных опер, в которых «истороическое стало объектом музыкальной драматургии»: «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1829), «Гугеноты» Дж. Мейербера (1836), «Жизнь за царя» Глинки (1836): «Вслушайтесь! Эпический тон, обоснованный прямодушием чувства, - ведь это же от песенности, родника правды эмоций.
И столь реалистичным представляется характер и облик Сусанина и углубляется его подвиг как естественный патриотический поступок. .. в сравнении с грудой пафоса, которую необходимо было взгромоздить вокруг Телля, чтобы оснастить эту, в конце концов, условную, фигуру! И вот - „Гугеноты", где чувство истории несомненно налицо, но зиждется на интересе, на напряженной занимательности исторического романа (имею в виду исторический роман как жанр). Все средства виртуозной романтической школы пения пущены здесь в ход.
Но все это обольщало до первого очередного спектакля „Ивана Сусанина", где Шаляпин безоговорочно отменял мираж оперной, „на котурнах", историчности атмосферой песенности и правдой эпического тона, рожденного в глубинах народно-интонационной естественности» .
Историзм «не на котурнах» получил широчайшее развитие и углубление в отечественной опере послеглинкинского периода. И хотя в искусстве «как» не менее важно, чем «что», стоит все же отметить: по отечественной опере можно неплохо изучить «историю Государства Российского» в разнообразных художественных истолкованиях всех ее основных периодов: от дохристианской и первохристианской Руси («Князь Игорь», «Рогнеда»), татарского нашествия («Китеж»), вечевых республик Новгорода и Пскова (оперы Римского-Корсакова) до событий московского периода - царствований Ивана Грозного («Опричник», «Царская невеста»), Бориса Годунова (Мусоргский), наконец, Петра I («Хованщина», «Мазепа»), отчасти Екатерины II (колорит эпохи дан в «Черевичках» и «Пиковой даме»).
Предполагалось пойти дальше: замыслы «Пугачевщины» Мусоргского и «Степана Разина» Римского-Корсакова.
← Размах в воплощении истории | Проблема периодизации в русской музыке → |
---|