Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Русская точка зрения на жизнь

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

В «Музыке моей Родины» Асафьев проводит сравнение трех почти одновременно созданных опер, в которых «истороическое стало объектом музыкальной драматургии»: «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1829), «Гугеноты» Дж. Мейербера (1836), «Жизнь за царя» Глинки (1836): «Вслушайтесь! Эпический тон, обоснованный прямодушием чувства, - ведь это же от песенности, родника правды эмоций.

И столь реалистичным представляется характер и облик Сусанина и углубляется его подвиг как естественный патриотический поступок. .. в сравнении с грудой пафоса, которую необходимо было взгромоздить вокруг Телля, чтобы оснастить эту, в конце концов, условную, фигуру! И вот - „Гугеноты", где чувство истории несомненно налицо, но зиждется на интересе, на напряженной занимательности исторического романа (имею в виду исторический роман как жанр). Все средства виртуозной романтической школы пения пущены здесь в ход.

Но все это обольщало до первого очередного спектакля „Ивана Сусанина", где Шаляпин безоговорочно отменял мираж оперной, „на котурнах", историчности атмосферой песенности и правдой эпического тона, рожденного в глубинах народно-интонационной естественности» .

Историзм «не на котурнах» получил широчайшее развитие и углубление в отечественной опере послеглинкинского периода. И хотя в искусстве «как» не менее важно, чем «что», стоит все же отметить: по отечественной опере можно неплохо изучить «историю Государства Российского» в разнообразных художественных истолкованиях всех ее основных периодов: от дохристианской и первохристианской Руси («Князь Игорь», «Рогнеда»), татарского нашествия («Китеж»), вечевых республик Новгорода и Пскова (оперы Римского-Корсакова) до событий московского периода - царствований Ивана Грозного («Опричник», «Царская невеста»), Бориса Годунова (Мусоргский), наконец, Петра I («Хованщина», «Мазепа»), отчасти Екатерины II (колорит эпохи дан в «Черевичках» и «Пиковой даме»).

Предполагалось пойти дальше: замыслы «Пугачевщины» Мусоргского и «Степана Разина» Римского-Корсакова.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Разграничение этапов

Подобный путь проделывают как отдельные естественные, так и…

Литературоцентристская ориентация видов искусств

Литературоцентристская ориентация видов искусств этого времени как…

Отход от риторики

Примерно в том же духе высказывался и Гегель. С переориентацией…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…