Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века
Такой размах в воплощении истории Отечества в пределах столь обремененного условностями жанра, как опера, - свидетельство не только демократических устремлений художников (Чайковский: «. . .опера имеет то преимущество, что дает возможность говорить музыкальным языком массе», но и энергичного раздвижения границ музыки как искусства.
Здесь надо иметь в виду, с одной стороны, нахождение, изобретение и введение в оперу оригинального музыкального материала, характеризующего ту или иную эпоху, и поиск соответствующих ему новых композиционных, стилистических приемов, а с другой - соотношение избираемой темы с вопросами времени, не только художественными, но и идеологическими, а случалось, и политическими.
Проблема такого рода соответствия «оперной действительности» современности, по-видимому, отличительная черта именно русской культуры. И хотя нетрудно назвать в зарубежном искусстве оперные произведения, непосредственно связанные с общественной проблематикой (тот же «Вильгельм Телль» Россини, некоторые оперы Мейербера, Дж. Верди и т. д.), все-таки в русской музыке - конечно, не только оперной - это приобретало иные масштабы и несло иной смысл.
«Русская классическая литература, по стечению разных обстоятельств взяла на себя роль, которую в других европейских странах выполняли философия, социология, политика и иные формы общественного сознания». Эта отмеченная еще современниками русских писателей-классиков особенность имеет универсальное значение для всего отечественного искусства. Ею и, возвращаясь к высказанной выше мысли, задачей национального музыкального возрождения предопределялось неуклонное расширение тематического спектра русской музыкальной классики.
Из пафоса возрождения проистекает также та «тоска по целостности культуры», которой объясняется тяготение к опыту литературы как первой достигшей в ту эпоху самого высокого уровня мастерства, социальной значимости, силы воздействия на аудиторию: «Именно в России эта характерная для всей эпохи тяга к синтезу искусств осмысливалась очень остро, претворялась в жизнь, хотя порой крайне противоречиво. . .
Ряд крупнейших творческих индивидуальностей эпохи видел в ее „литературоцентризме" залог решения этой задачи синтеза - синтеза литературы и музыки (М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский), литературы и живописи (Н. Н. Ге ... И. Н. Крамской) . . .».
← Проблема рода соответствия | Русская точка зрения на жизнь → |
---|