Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Размах в воплощении истории

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

Такой размах в воплощении истории Отечества в пределах столь обремененного условностями жанра, как опера, - свидетельство не только демократических устремлений художников (Чайковский: «. . .опера имеет то преимущество, что дает возможность говорить музыкальным языком массе», но и энергичного раздвижения границ музыки как искусства.

Здесь надо иметь в виду, с одной стороны, нахождение, изобретение и введение в оперу оригинального музыкального материала, характеризующего ту или иную эпоху, и поиск соответствующих ему новых композиционных, стилистических приемов, а с другой - соотношение избираемой темы с вопросами времени, не только художественными, но и идеологическими, а случалось, и политическими.

Проблема такого рода соответствия «оперной действительности» современности, по-видимому, отличительная черта именно русской культуры. И хотя нетрудно назвать в зарубежном искусстве оперные произведения, непосредственно связанные с общественной проблематикой (тот же «Вильгельм Телль» Россини, некоторые оперы Мейербера, Дж. Верди и т. д.), все-таки в русской музыке - конечно, не только оперной - это приобретало иные масштабы и несло иной смысл.

«Русская классическая литература, по стечению разных обстоятельств взяла на себя роль, которую в других европейских странах выполняли философия, социология, политика и иные формы общественного сознания». Эта отмеченная еще современниками русских писателей-классиков особенность имеет универсальное значение для всего отечественного искусства. Ею и, возвращаясь к высказанной выше мысли, задачей национального музыкального возрождения предопределялось неуклонное расширение тематического спектра русской музыкальной классики.

Из пафоса возрождения проистекает также та «тоска по целостности культуры», которой объясняется тяготение к опыту литературы как первой достигшей в ту эпоху самого высокого уровня мастерства, социальной значимости, силы воздействия на аудиторию: «Именно в России эта характерная для всей эпохи тяга к синтезу искусств осмысливалась очень остро, претворялась в жизнь, хотя порой крайне противоречиво. . . 

Ряд крупнейших творческих индивидуальностей эпохи видел в ее „литературоцентризме" залог решения этой задачи синтеза - синтеза литературы и музыки (М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский), литературы и живописи (Н. Н. Ге ... И. Н. Крамской) . . .».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Послереволюционное развитие искусствознания

Послереволюционное развитие искусствознания проходило под знаком…

Фольклорные явления

Зато существенно возрастает роль словесных описаний, всегда имевших…

Советские исследователи

Разумеется, все советские исследователи отвергают натуралистические и…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…