Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Проблема периодизации в русской музыке

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

Это вполне верно и в отношении музыки. Грандиозное расширение ее тематического спектра, области отражаемых музыкой жизненных явлений и «типов» (по любимому выражению Стасова и кучкистов) столь очевидно и общеизвестно, что об этом излишне говорить подробно. Важно отметить, что подобное расширение привело к сильной переориентации воспринятых от западноевропейского искусства музыкальных жанров и средств, т. е. своеобразие русской действительности - через ряд посредствующих звеньев - нашло выражение в принципах построения собственно художественного мира.

Можно сказать, что русские композиторы переинтонировали западные модели - так же как народ переинтонировал «новые песни», услышанные в городе или усадьбе. Главное свойство этого процесса ощущается как конкретизация жанров и всех иных выразительных средств в зависимости от художественной задачи.

Самый яркий пример - творчество Мусоргского: западноевропейская вокальная миниатюра романтического стиля перерастает у него (вслед за Даргомыжским) в совершенно оригинальный жанр вокальной сцены; «российская песня», наследие предшествующей эпохи, порождение музицирования «в народном вкусе», возвращается к крестьянским первоистокам; из идеи шумановских циклов характеристических фортепианных пьес, объединенных программным замыслом, вырастает уникальная композиция «Картинок с выставки», перебрасывающая слушателя в разные страны и эпохи.

Здесь выступает также иная проблема, общая для музыки, литературы и живописи: можно охарактеризовать ее как проблему соответствия художественной формы жизни, проблему «прямого шага» от жизни к искусству. Мусоргский определял ее французским выражением a bout portante - «в упор» («смелая, искренняя речь к людям - a bout portante - вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться») и во имя этого отказывался от «предвзятых форм» - «заманчиво, но редкостно создать жизненное явление или тип в форме им присущей, не бывшей до того ни у кого из художников».

Были и другие пути соотнесения художественной формы и национальной действительности. У Римского-Корсакова, например, в сущности, нет «просто опер», seria или buffa: есть опера-летопись («Псковитянка»), опера-сказка («Снегурочка», «Сказка о царе Салтане»), опера-миф («Млада»), опера-колядка («Ночь перед Рождеством»), опера-сказание («Сказание о невидимом граде Китеже»).

В балакиревском «Исламее» идея свободной импровизационной формы листовских рапсодий трансформируется в особый вариационный принцип, отражающий характер аутентичных восточных тем. У Чайковского, более, чем кучкисты, склонного к устоявшимся жанровым моделям, симфонический цикл традиционного западноевропейского типа мощно преобразует национально-песенное начало. И так далее.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Картина действительности

Еще молодой Гете выступал против жесткого подчинения искусства…

Лепка мизансцены

Конечно, городская площадь чересчур велика для сцены, но ее…

Культурологический подход

Но по мере ее наполнения все труднее оказывается определить сущность…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…