Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
Приходишь к невольному выводу, что серия слишком уж непосредственно - по времени возникновения ее полотен - следовала за отраженными в них событиями. Художник был рупором настроений российской интеллигенции второй половины 1870-1880-х годов, а ее отношение к борьбе народовольцев менялось из года в год, а подчас и из месяца в месяц. Между восприятием современниками судьбы народников в 1876 г., когда писался маленький холст «Под конвоем.
По грязной дороге», и их отношением к тем же событиям в 1880-е годы, когда заканчивалась картина «Не ждали», лежала настоящая пропасть, и это не могло не сказаться на смысле репинских произведений.
И все же у народовольческой серии не отнимешь и внутренней цельности. Картины объединены между собой многими глубинными принципами репинского искусства, сближаясь прежде всего подходом к сюжетам, вниманием не столько к событиям, сколько к фигурам народнического движения, к передаче прежде всего «образа революционера» (говоря словами Г. А. Не-дошивина), при том что почти в каждом случае этот «образ» трактован более всего с психологической, т. е. во многом как бы с портретной, стороны.
В пределах этой статьи мы хотели бы обратить внимание и на иные истоки единства репинской серии. Дело в том, что в ее полотнах на редкость своеобразно соотношение реальных эпизодов, воспроизведенных в сюжетах произведений, и лежащего за ними идеального подтекста: почти за каждой сюжетной ситуацией легко угадывается соответствующий прототип широко известной в ту пору евангельской легенды, и это делает серию не только внутренне цельным, но и совершенно уникальным явлением и в искусстве Репина, и во всей русской живописи второй половины XIX в.
← Под конвоем | Народовольческая серия Репина → |
---|