Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Рупор настроений российской интеллигенции

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Приходишь к невольному выводу, что серия слишком уж непосредственно - по времени возникновения ее полотен - следовала за отраженными в них событиями. Художник был рупором настроений российской интеллигенции второй половины 1870-1880-х годов, а ее отношение к борьбе народовольцев менялось из года в год, а подчас и из месяца в месяц. Между восприятием современниками судьбы народников в 1876 г., когда писался маленький холст «Под конвоем.

По грязной дороге», и их отношением к тем же событиям в 1880-е годы, когда заканчивалась картина «Не ждали», лежала настоящая пропасть, и это не могло не сказаться на смысле репинских произведений.
И все же у народовольческой серии не отнимешь и внутренней цельности. Картины объединены между собой многими глубинными принципами репинского искусства, сближаясь прежде всего подходом к сюжетам, вниманием не столько к событиям, сколько к фигурам народнического движения, к передаче прежде всего «образа революционера» (говоря словами Г. А. Не-дошивина), при том что почти в каждом случае этот «образ» трактован более всего с психологической, т. е. во многом как бы с портретной, стороны.
В пределах этой статьи мы хотели бы обратить внимание и на иные истоки единства репинской серии. Дело в том, что в ее полотнах на редкость своеобразно соотношение реальных эпизодов, воспроизведенных в сюжетах произведений, и лежащего за ними идеального подтекста: почти за каждой сюжетной ситуацией легко угадывается соответствующий прототип широко известной в ту пору евангельской легенды, и это делает серию не только внутренне цельным, но и совершенно уникальным явлением и в искусстве Репина, и во всей русской живописи второй половины XIX в.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Боевая идеологическая направленность

Энергичный жест, фигура, полная движения, создают впечатление прямого…

Проблема методологического конструирования фольклористики

Ее успешное решение обеспечило бы фольклористам выход на новые…

Ранняя романтическая концепция

Здесь речь не идет о том, чтобы проследить всю изменчивую историю…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…