Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Рупор настроений российской интеллигенции

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Приходишь к невольному выводу, что серия слишком уж непосредственно - по времени возникновения ее полотен - следовала за отраженными в них событиями. Художник был рупором настроений российской интеллигенции второй половины 1870-1880-х годов, а ее отношение к борьбе народовольцев менялось из года в год, а подчас и из месяца в месяц. Между восприятием современниками судьбы народников в 1876 г., когда писался маленький холст «Под конвоем.

По грязной дороге», и их отношением к тем же событиям в 1880-е годы, когда заканчивалась картина «Не ждали», лежала настоящая пропасть, и это не могло не сказаться на смысле репинских произведений.
И все же у народовольческой серии не отнимешь и внутренней цельности. Картины объединены между собой многими глубинными принципами репинского искусства, сближаясь прежде всего подходом к сюжетам, вниманием не столько к событиям, сколько к фигурам народнического движения, к передаче прежде всего «образа революционера» (говоря словами Г. А. Не-дошивина), при том что почти в каждом случае этот «образ» трактован более всего с психологической, т. е. во многом как бы с портретной, стороны.
В пределах этой статьи мы хотели бы обратить внимание и на иные истоки единства репинской серии. Дело в том, что в ее полотнах на редкость своеобразно соотношение реальных эпизодов, воспроизведенных в сюжетах произведений, и лежащего за ними идеального подтекста: почти за каждой сюжетной ситуацией легко угадывается соответствующий прототип широко известной в ту пору евангельской легенды, и это делает серию не только внутренне цельным, но и совершенно уникальным явлением и в искусстве Репина, и во всей русской живописи второй половины XIX в.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Категории психических процессов

Подавляющее большинство исследователей на этот вопрос отвечают…

Объективно-аналитический пафос

Не раз Бальзак противопоставлял понятие выразительности холодной,…

Изменение культурологического подхода

Он изучается культурологией и описывается ее категориями, в то время…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…