Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Под конвоем

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Наиболее открыто активизация в России 1860-1880-х годов евангельских идеалов и евангельской образности выступала, разумеется, у И. Н. Крамского и Н. Н. Ге. На протяжении этих десятилетий оба проиллюстрировали в своих полотнах едва ли не все сцены евангельского финала, от тайной вечери и решения на подвиг до сцен допроса и гибели на кресте.

Сосредоточенность прежде всего на «страстном финале» евангельской легенды была тогда далеко не случайной, ибо именно здесь и развертывались идеи страдания, подвига, самоотречения, жертвы - почти центральные идеи интеллигентской русской культуры интересующей нас поры.
Очень типично для того времени было мировосприятие Крамского, протестовавшего против пути, каким идет цивилизованная Европа, «особенно после общих хвалебных песен о благах цивилизации, о благородстве самого человека под влиянием этой цивилизации». «Если наука и все успехи знания не вытравили до сих пор ни одного кровожадного инстинкта дикаря из современного человека, - писал И. Н. Крамской П. М. Третьякову, - то толки об успехах гуманности. .. просто шарлатанская проделка, и мы ничем не отличаемся от первобытных разбойничьих шаек.. .» «Я имею мрачный взгляд на вещи, - заключал он в одном из писем Репину. - Растут и плодятся варвары внутренние. .. разве не варварство - поголовное лицемерие, преобладание животных страстей, желание поскорее добыть все посредством мошенничества...» «С успехами знания человек получил только больший простор и возможность удовлетворить своему эгоизму» .
Очень многие из деятелей русской культуры 1870-1890-х годов отказывались признавать историческое развитие, не сопровождающееся моральным прогрессом. Распространению все новых, разных и очень «сегодняшних» человеческих типов, в таком изобилии показанных в ту пору в особенности литературой («растут и плодятся варвары внутренние.. .»), противопоставлялось как бы неменяющееся понятие об «облике человеческом» как таковом. И именно здесь на видное место выходила моральная сторона повествования о Христе, где в обобщенной форме прочерчен путь «идеально нравственного» человека.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Выявление общекультурной роли актуального вида искусства

Все эти факты ставят перед исследователем вопрос о той роли, которую…

Творческий характер культуры

Отсюда и культивирование эмоционально-чувственных сторон, форм…

Музыканты-профессионалы

Каким бы высоким авторитетом (скажем, Балакирева или…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…