Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Под конвоем

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Наиболее открыто активизация в России 1860-1880-х годов евангельских идеалов и евангельской образности выступала, разумеется, у И. Н. Крамского и Н. Н. Ге. На протяжении этих десятилетий оба проиллюстрировали в своих полотнах едва ли не все сцены евангельского финала, от тайной вечери и решения на подвиг до сцен допроса и гибели на кресте.

Сосредоточенность прежде всего на «страстном финале» евангельской легенды была тогда далеко не случайной, ибо именно здесь и развертывались идеи страдания, подвига, самоотречения, жертвы - почти центральные идеи интеллигентской русской культуры интересующей нас поры.
Очень типично для того времени было мировосприятие Крамского, протестовавшего против пути, каким идет цивилизованная Европа, «особенно после общих хвалебных песен о благах цивилизации, о благородстве самого человека под влиянием этой цивилизации». «Если наука и все успехи знания не вытравили до сих пор ни одного кровожадного инстинкта дикаря из современного человека, - писал И. Н. Крамской П. М. Третьякову, - то толки об успехах гуманности. .. просто шарлатанская проделка, и мы ничем не отличаемся от первобытных разбойничьих шаек.. .» «Я имею мрачный взгляд на вещи, - заключал он в одном из писем Репину. - Растут и плодятся варвары внутренние. .. разве не варварство - поголовное лицемерие, преобладание животных страстей, желание поскорее добыть все посредством мошенничества...» «С успехами знания человек получил только больший простор и возможность удовлетворить своему эгоизму» .
Очень многие из деятелей русской культуры 1870-1890-х годов отказывались признавать историческое развитие, не сопровождающееся моральным прогрессом. Распространению все новых, разных и очень «сегодняшних» человеческих типов, в таком изобилии показанных в ту пору в особенности литературой («растут и плодятся варвары внутренние.. .»), противопоставлялось как бы неменяющееся понятие об «облике человеческом» как таковом. И именно здесь на видное место выходила моральная сторона повествования о Христе, где в обобщенной форме прочерчен путь «идеально нравственного» человека.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Кадры в кино

Режиссер может обобщать глобально, мерить время веками, вечностью,…

Послереволюционное развитие искусствознания

Послереволюционное развитие искусствознания проходило под знаком…

Мир предметов

Так между вещами начинает струиться жизнь мира, всегда создается…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…