Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Под конвоем

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Наиболее открыто активизация в России 1860-1880-х годов евангельских идеалов и евангельской образности выступала, разумеется, у И. Н. Крамского и Н. Н. Ге. На протяжении этих десятилетий оба проиллюстрировали в своих полотнах едва ли не все сцены евангельского финала, от тайной вечери и решения на подвиг до сцен допроса и гибели на кресте.

Сосредоточенность прежде всего на «страстном финале» евангельской легенды была тогда далеко не случайной, ибо именно здесь и развертывались идеи страдания, подвига, самоотречения, жертвы - почти центральные идеи интеллигентской русской культуры интересующей нас поры.
Очень типично для того времени было мировосприятие Крамского, протестовавшего против пути, каким идет цивилизованная Европа, «особенно после общих хвалебных песен о благах цивилизации, о благородстве самого человека под влиянием этой цивилизации». «Если наука и все успехи знания не вытравили до сих пор ни одного кровожадного инстинкта дикаря из современного человека, - писал И. Н. Крамской П. М. Третьякову, - то толки об успехах гуманности. .. просто шарлатанская проделка, и мы ничем не отличаемся от первобытных разбойничьих шаек.. .» «Я имею мрачный взгляд на вещи, - заключал он в одном из писем Репину. - Растут и плодятся варвары внутренние. .. разве не варварство - поголовное лицемерие, преобладание животных страстей, желание поскорее добыть все посредством мошенничества...» «С успехами знания человек получил только больший простор и возможность удовлетворить своему эгоизму» .
Очень многие из деятелей русской культуры 1870-1890-х годов отказывались признавать историческое развитие, не сопровождающееся моральным прогрессом. Распространению все новых, разных и очень «сегодняшних» человеческих типов, в таком изобилии показанных в ту пору в особенности литературой («растут и плодятся варвары внутренние.. .»), противопоставлялось как бы неменяющееся понятие об «облике человеческом» как таковом. И именно здесь на видное место выходила моральная сторона повествования о Христе, где в обобщенной форме прочерчен путь «идеально нравственного» человека.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Коммуникативная специфика фольклора

Коммуникативная специфика фольклора отражает особенности…

Эстетический способ бытия

Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идеи. Он…

Художественный и действительный мир

Эта иллюзия как необходимое условие творчества получает очевидное…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…