Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Проблема рода соответствия

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

Но проблема синтеза - создания целостного художественного образа мира - решалась музыкой не только во взаимодействии с литературой, с «цивилизованным», «авторским» словом, не только через историзм, воспринятый от литературы и общественных наук. Не меньшее значение приобретало освоение музыкой в ту эпоху особых форм народного сознания, изначально несущих в себе желаемую целостность, - эпоса и сказки. «Новая русская школа» видела свой исток в «Жизни за царя», однако в не меньшей - а часто в большей - степени в «Руслане и Людмиле» Глинки.

Эпический мир русской музыки простирался на Север, Юг, Запад и Восток, присутствие же ориентальной и славянской тем было столь постоянным и важным, что Стасов, например, перечисляя отличительные черты «новой русской школы», упоминал эти темы - преимущественно восточную - сразу вслед за «народностью» и «реальностью». Предпосылки подобного тяготения можно усматривать в общей концепции западноевропейского романтизма; колоссальное влияние оказывала и отечественная литература предшествующего периода, прежде всего художественные идеи Пушкина и Лермонтова.

Б. Асафьев отмечал: «Середина 60-х годов оказалась кульминацией русско-славянского движения в музыке и, что самое существенное, - едва ли не первым общественно-ярким выступлением русской музыки не как только музыки.. . а музыки - идейной силы в идейном движении» м. Речь здесь идет о таких событиях, как поездки Балакирева в Прагу для постановки опер Глинки (1866-1867), о «славянском концерте» 1867 г., для которого были сочинены симфоническая увертюра «В Чехии» Балакирева, «Сербская увертюра» Римского-Корсакова, предполагался также неосуществленный «Подибрад Чешский» Мусоргского.

Исторические события следующих десятилетий поддерживали интерес как к «славянскому», так и к «восточному» вопросам. За откликами на злобу дня стояли, однако, гораздо более глубокие связи, на которые тоже указал Асафьев: «Группа Могучая кучка в своих первоистоках наследовала „русскую идею в славянском обличий", то есть данную во всеславянском охвате» наследовала от Глинки и Даргомыжского, от отрицаемых, но, конечно, принимаемых в расчет Верстовского («Аскольдова могила», «Громобой», «Пан Твардовский») и Серова («Рогнеда»).

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Действительность в оппозиции

Для музыканта европейской ориентации все это своего рода фольклор,…

Фольклорные явления

Зато существенно возрастает роль словесных описаний, всегда имевших…

Эстетический способ бытия

Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идеи. Он…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…