Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
В зависимости от назначения и замысла создателей семантика концертного или театрального зала могла варьироваться в довольно широких пределах. В Большом зале Московской консерватории (В. Г. Залесский) неотъемлемую часть выдержанного в духе классических традиций архитектурного убранства составляют портреты композиторов Европы и России.
Они символизируют включенность русской музыки в общеевропейский контекст, заставляя видеть в создании консерватории в древней столице знаменательное явление не только отечественного, но и мирового искусства. Иным был переделанный Ф. О. Шехтелем из здания Севастопольской панорамы, основанной М. В. Лентовским, народный театр «Скоморох» на Страстном бульваре. На стенах отделанного в русском стиле зала были помещены надписи: Кольцов, Некрасов, Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Гоголь, Тургенев, Островский, Рубинштейн, Глинка, Чайковский, Серов и т. д., помещены меткие изречения, пословицы. Против входов висели призывы: «Шапки снимать», «Во время музыки не кричать и не шуметь». На занавесе в центре был изображен бюст А. Н. Островского с музами трагедии и комедии по сторонам и четыре бюста любимейших русских писателей. Традиционная историко-культурная символика архитектурного стиля и портретных изображений, подчеркивавших важность бытования этого театра для народа в контексте русской национальной культуры, связь с ее величайшими достижениями неотделимы от просветительной функции тех же изображений и надписей.
Даже архитектура такого бытового учреждения, как баня, связывается с историко-культурными ассоциациями и проектируется в соответствии с правилами музейного подхода. «Когда вы входите через ворота с Неглинной вовнутрь, - гласит текст «Иллюстрированного описания Сандуновских. бань» в Москве, - то перед вами открывается небольшой арабский дворик. Стиль здесь соблюден строго и красиво, начиная от колонн и арок и кончая разноцветными стеклами» . Ассоциация арабский (мавританский) стиль и ванная (купальня) сложилась в период романтизма. В Петергофском и Зимнем дворцах в 1830-е годы были устроены ванные комнаты в мавританском стиле.
← Сандуновские бани | Функционирование Политехнической выставки → |
---|