Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Функционирование Политехнической выставки

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Как параллель Народному театру В. А. Гартмана, тоже деревянному и украшенному снаружи резьбой и многозначительной надписью «Искусство - народу», сооружается не временное, а постоянное строение - концертный зал «Славянского базара», чрезвычайно знаменательный по своей семантике. Представители романтической струи русского искусства второй половины XIX в., к которой принадлежали и сторонники крестьянского варианта русского стиля, сохраняют верность восходящей к романтизму иерархии.

Согласно ей, как уже упоминалось, к важнейшим искусствам причисляются архитектура и музыка. Следует вспомнить также об огромном содержательном значении театрального здания, особенно объединяющего все искусства оперного, и о восходящем к романтизму представлении об архитектуре как символе исторической эпохи. Сооруженный во время функционирования Политехнической выставки 1872 г. концертный зал «Славянского базара» обнаруживает семантическое и художественно-стилистическое родство идеям, положенным в основу архитектурного решения выставки. Перекликается он и с идеями архитектурно-пространственного оформления состоявшейся пятилетием раньше Этнографической выставки. Проектированием Народного театра, входившего в состав Политехнической выставки (В. А. Гартман), концертного зала «Славянского базара», театра в Красном селе под Петербургом (И. П. Ропет) было положено начало получившей распространение в России традиции проектирования театров в чисто русском стиле (городские театры Самары, Воронежа и других городов), а деревянных народных и летних театров - в духе крестьянской разновидности русского стиля. В таком контексте инициатива Пороховщикова приобретала значение, далеко превосходившее факт создания нового концертного зала с украшавшим его групповым портретом композиторов. Сложный историко-культурологический и политический подтекст, ассоциировавшийся с выполненным в русском народном стиле концертным залом и изображением славянских композиторов, олицетворявших дух и душу славянских народов, символика включения группового портрета в наделенную яркими признаками «русскости» среду превращала зал в олицетворение идеи объединения славянских народов во главе с Россией.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Эволюция художественных форм

Авторы капитального труда по истории европейского искусствознания…

Автономность художественного произведения

Классическая эстетика, провозгласившая автономность художественного…

Жизненная ситуация

Оно сопутствует труду, общению, играм, но никогда не выделяется в…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…