Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Функционирование Политехнической выставки

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Как параллель Народному театру В. А. Гартмана, тоже деревянному и украшенному снаружи резьбой и многозначительной надписью «Искусство - народу», сооружается не временное, а постоянное строение - концертный зал «Славянского базара», чрезвычайно знаменательный по своей семантике. Представители романтической струи русского искусства второй половины XIX в., к которой принадлежали и сторонники крестьянского варианта русского стиля, сохраняют верность восходящей к романтизму иерархии.

Согласно ей, как уже упоминалось, к важнейшим искусствам причисляются архитектура и музыка. Следует вспомнить также об огромном содержательном значении театрального здания, особенно объединяющего все искусства оперного, и о восходящем к романтизму представлении об архитектуре как символе исторической эпохи. Сооруженный во время функционирования Политехнической выставки 1872 г. концертный зал «Славянского базара» обнаруживает семантическое и художественно-стилистическое родство идеям, положенным в основу архитектурного решения выставки. Перекликается он и с идеями архитектурно-пространственного оформления состоявшейся пятилетием раньше Этнографической выставки. Проектированием Народного театра, входившего в состав Политехнической выставки (В. А. Гартман), концертного зала «Славянского базара», театра в Красном селе под Петербургом (И. П. Ропет) было положено начало получившей распространение в России традиции проектирования театров в чисто русском стиле (городские театры Самары, Воронежа и других городов), а деревянных народных и летних театров - в духе крестьянской разновидности русского стиля. В таком контексте инициатива Пороховщикова приобретала значение, далеко превосходившее факт создания нового концертного зала с украшавшим его групповым портретом композиторов. Сложный историко-культурологический и политический подтекст, ассоциировавшийся с выполненным в русском народном стиле концертным залом и изображением славянских композиторов, олицетворявших дух и душу славянских народов, символика включения группового портрета в наделенную яркими признаками «русскости» среду превращала зал в олицетворение идеи объединения славянских народов во главе с Россией.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Символ или символизация

С помощью символа предпринимается попытка всеобъемлющего философского…

Искусство в ситуации фольклорной культуры

За ними ощущаются более общие мотивы борьбы со всякой национальной…

Египетские пирамиды и кино

Мальчик видит во сне бабочку, и, проснувшись, он задумался о том, он…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…