Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Сандуновские бани

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Сандуновские бани не случайно сравниваются по своей отделке с дворянским особняком. Именно через особняк и богатую квартиру доходного дома музейный подход получает массовое распространение, а рост самосознания личности помогает сделать интерьеры особняка и квартиры едва ли не основной сферой выражения самых существенных сторон миропонимания.

В описании Сандуновских бань, как и во многих других, вновь и вновь приходится сталкиваться с одним и тем же. Со всепроникающим историзмом общественного сознания и всеобъемлющим процессом демократизации, принимающим самые разнообразные формы. К ним относится преодоление иерархии полезного и прекрасного, мысль об их равном значении, распространение сферы прекрасного (норм стилевой архитектуры) на поистине безбрежную область утилитарно полезного. В каждом отдельном случае материальная польза конкретизируется; Сандуновские бани, согласно критериям второй половины XIX в., заслуживают внимания «по главному принципу гигиены и (очень важен этот соединительный союз «и». - Е. К.) по многим изящным сторонам отделки».
Однако применительно к архитектуре второй половины XIX в. можно с полным основанием говорить не только о демократизации, но и о фольклоризации архитектуры. Признаки ее можно обнаружить в первом и единственном с петровского времени случае ориентации на массовый вкус. Впервые архитектура максимально открыта, более того, сознательно нацелена на доступность каждому. Впервые в ее художественной программе и стилистике заложено стремление к удовлетворению вкусов всех и каждого. На деле архитектура прежде всего нацелена на выражение вкусов тех, кто с петровского времени оставался за гранью культуры образованных классов. Своею протонародностью архитектура второй половины XIX в. отчасти напоминает архитектуру второй половины XVII в. Тогда посадское искусство, в частности посадский тип храма и рожденная посадом поэтика, заняли господствующее место в архитектуре, повлияв на государственное искусство и на усадебные храмы.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Художественный и действительный мир

Эта иллюзия как необходимое условие творчества получает очевидное…

Поле деятельности пропагандиста

Пропагандистская деятельность характеризуется как поступок, мысль,…

Сближения в промышленно-капиталистических условиях

Однако нельзя не отметить, что именно с появлением эстетики…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…