Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Сандуновские бани

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Сандуновские бани не случайно сравниваются по своей отделке с дворянским особняком. Именно через особняк и богатую квартиру доходного дома музейный подход получает массовое распространение, а рост самосознания личности помогает сделать интерьеры особняка и квартиры едва ли не основной сферой выражения самых существенных сторон миропонимания.

В описании Сандуновских бань, как и во многих других, вновь и вновь приходится сталкиваться с одним и тем же. Со всепроникающим историзмом общественного сознания и всеобъемлющим процессом демократизации, принимающим самые разнообразные формы. К ним относится преодоление иерархии полезного и прекрасного, мысль об их равном значении, распространение сферы прекрасного (норм стилевой архитектуры) на поистине безбрежную область утилитарно полезного. В каждом отдельном случае материальная польза конкретизируется; Сандуновские бани, согласно критериям второй половины XIX в., заслуживают внимания «по главному принципу гигиены и (очень важен этот соединительный союз «и». - Е. К.) по многим изящным сторонам отделки».
Однако применительно к архитектуре второй половины XIX в. можно с полным основанием говорить не только о демократизации, но и о фольклоризации архитектуры. Признаки ее можно обнаружить в первом и единственном с петровского времени случае ориентации на массовый вкус. Впервые архитектура максимально открыта, более того, сознательно нацелена на доступность каждому. Впервые в ее художественной программе и стилистике заложено стремление к удовлетворению вкусов всех и каждого. На деле архитектура прежде всего нацелена на выражение вкусов тех, кто с петровского времени оставался за гранью культуры образованных классов. Своею протонародностью архитектура второй половины XIX в. отчасти напоминает архитектуру второй половины XVII в. Тогда посадское искусство, в частности посадский тип храма и рожденная посадом поэтика, заняли господствующее место в архитектуре, повлияв на государственное искусство и на усадебные храмы.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Картина действительности

Еще молодой Гете выступал против жесткого подчинения искусства…

Методологический принцип

Одновременно здесь проявляются очертания нового методологического…

Композиторские стили

Во второй половине XIX в. была по-настоящему осмыслена композиторами…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…