Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Церковная музыка Чайковского

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Подобные образы русская музыка второй половины XIX в. создавала в жанрах не церковной музыки, а светской, преимущественно оперной - от «Бориса Годунова» до «Китежа» .
Выше было сказано об упадке «официальной» церковной музыки, об отсутствии (точнее, малом числе) источников, по которым можно было знакомиться с древнейшими национально-музыкальными формами: музыкальная археология, как и научная фольклористика, в ту пору только начинала свое развитие.

Однако у русских композиторов и в этой области был все же замечательный источник знаний о прошлом - живая музыкальная действительность России. Древняя традиция не умерла: и в XVIII, и в XIX в. она продолжала свое существование. Даже в самые тяжелые для церковного пения эпохи в московском Успенском соборе по обычаю звучал одноголосный знаменный роспев. Во многих монастырях постоянно исполнялись старинные песнопения и на их основе возникали «местные роспевы»; здесь складывались своеобразные формы гармонизации, гораздо более близкие народному мышлению, нежели в изделиях Капеллы. Римский-Корсаков, например, на всю жизнь сохранил память о торжественном пении в Тихвинском мужском монастыре, у стен которого проходило его детство, и спустя десятилетия, работая над симфонической «Воскресной увертюрой на темы из Обихода» («Светлый праздник»), руководствовался не столько книжными образцами древних роспевов, сколько воспоминаниями о том, как эти роспевы звучали, как слушались у Христовой заутрени «в соборе, набитом народом всякого звания» . Мусоргский в письме к Стасову, относящемуся к началу работы над «Хованщиной», рассказывает о совете, который получил от «путного попа» в ответ на вопрос, в каком музыкальном стиле следует изображать раскольников: «Если, живя в деревне, застали и слышали старых дьячков, - так и создавайте ваших раскольников в обиходном напеве». «Я застал и слышал дьячков, - продолжает Мусоргский, - но о совете путного попа забыл, пока не понадобился мотив для канта Досифея и для купельного канта при самосожжении. Сообщил Корсиньке - пришел в совершенное удовольствие от проекта колоратурного церковного напева всем хором в унисон». Что могли петь деревенские старые дьячки в детстве Мусоргского, т. е. родившиеся и воспитавшиеся еще в XVIII в.? Простонародную, упрощенную модификацию знаменного роспева, отмеченную влиянием стилистики канта. Другим живым источником «Хованщины» стала, как известно, присланная из Эри-ванской губернии современная запись «Раскольничьей молитвы, петой Прасковьей Царицей», т. е. старообрядческого духовного стиха - он звучит в хоре самосожжения.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Методы анализа конкретных фактов

Это не означает, что в исследованиях искусства потеряли всякое…

Современная философская мысль

По самим своим онтологическим свойствам он плохо соответствует…

Формы проявления массовой художественной инициативы

Фольклор, как народная мудрость, конституируется по признаку прямой…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…