Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Сосредоточенность прежде всего

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Еще существеннее была способность эпохи проецировать традиционные евангельские образы на события или фигуры окружающей жизни. В этом отношении культура (как и литература) второй половины XIX в. во многом тоже «выходила» из гоголевской «Шинели».

Уже и там на видное место выдвигалось сострадание к ближнему в духе требований евангельской этики. «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - говорил несчастный Акакий Акакиевич смеющейся над ним молодежи, и при этих словах «один молодой человек, недавно определившийся вдруг остановился как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. И долго потом, - продолжает Гоголь, - среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, со своими проникающими словами: „оставьте меня, зачем вы меня обижаете" - ив этих проникающих словах звенели другие слова: „я брат твой". И закрывал себя рукой бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным» .
Очень многие из этих оттенков нашли прямое развитие и во второй половине столетия - и прежде всего потребность видеть в окружающих евангельского «ближнего» или «брата», даже если это был всего только всеми осмеиваемый «низенький чиновник с лысинкой на лбу». А уж тем более тогда, когда речь шла о настоящих светочах духа. Здесь стоило бы напомнить и о Некрасове, описавшем однажды в чисто евангельских красках судьбу близко знакомого ему В. Г. Белинского, и о потребности Крамского в дни похорон другого писателя, Достоевского, усматривать в нем фигуру едва ли не «нового пророка», до такой степени его произведения - в особенности «Братья Карамазовы» - казались ему чем-то «пророческим, огненным, апокалиптическим» ., И сильнее всего обострилась такая ассоциативность как раз в 1870-е годы, в кругах молодежи, участвовавшей в «хождениях в народ». «Я видел не раз, как молодежь, отправляющаяся уже в народ, читала Евангелие и горько рыдала над ним, - писал один из участников движения. - У всех почти находим Евангелие».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Феноменология художественного развития

Все это может дать и дают не только логические усилия, но и…

Человеческий труд

С точки зрения причинно-следственной связи искусство празднично…

Универсальность человека и универсальность искусства

И бесконечность белого листа быстро «окопечивается»; я кладу на него…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…