Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

«Песня жаворонка» Чайковского

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Столь же неповторимы пейзажи Рахманинова, фортепианные и симфонические. «Рахманинов - весь в романтическом напряжении быть, слиться с Родиной», - писал Асафьев м. Музыкально это выражено в уникальном слиянии лирической, личной интонации с древнейшей эпической; московская романсовость, включая цыганские мотивы, восточные интонации и знаменный роспев, образует у Рахманинова своеобразнейшее единство. И конечно, говоря о русском музыкальном пейзаже, невозможно обойти картины весеннего пасхального преображения природы в «Китеже», где голоса цветов, птиц, зверей, человека и мифологических существ сливаются в «песнь нову».

Часто в отечественной музыке различима и «региональная» принадлежность звуковых картин, несущая важную смысловую окраску. Асафьев, например, соотносил язык Чайковского с Москвой и с «коренным русским Примосковьем», а находки «Снегурочки» Римского-Корсакова - с ростовско-ярославским (можно добавить: костромским) Северо-Востоком, его «крестьянским ощущением родной природы и мифами о ней». Очевидно, что бородинский музыкальный пейзаж восходит к Киевской Руси и южнорусским степным просторам. Напряженность, пронзительность звуковой атмосферы у Мусоргского состоит в неуловимой связи с обликом его родной Псковщины. У нижегородца Балакирева строй и размах Волги - сердца России.

Подобным музыкальным явлениям нелегко подыскать аналоги в современной им литературе, хотя в ряде случаев таковые напрашиваются: Чайковский - Чехов и Тургенев, Глазунов - А. К. Толстой (параллель, предложенная Асафьевым), Рахманинов - Бунин и т. д. Все же гораздо полнее и многообразнее их связи с изобразительным искусством, современным и следующего периода: Бородин - Рерих; Чайковский - Левитан; Римский-Корсаков - Васнецов, Нестеров, Врубель; Мусоргский - Суриков и снова Врубель.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Традиции марксистского подхода

Традиции марксистского подхода предполагают рассмотрение…

Категории психических процессов

Подавляющее большинство исследователей на этот вопрос отвечают…

Монументальные образы

Не последнюю роль в монументальных образах, сыграли, конечно,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…