Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века
Столь же неповторимы пейзажи Рахманинова, фортепианные и симфонические. «Рахманинов - весь в романтическом напряжении быть, слиться с Родиной», - писал Асафьев м. Музыкально это выражено в уникальном слиянии лирической, личной интонации с древнейшей эпической; московская романсовость, включая цыганские мотивы, восточные интонации и знаменный роспев, образует у Рахманинова своеобразнейшее единство. И конечно, говоря о русском музыкальном пейзаже, невозможно обойти картины весеннего пасхального преображения природы в «Китеже», где голоса цветов, птиц, зверей, человека и мифологических существ сливаются в «песнь нову».
Часто в отечественной музыке различима и «региональная» принадлежность звуковых картин, несущая важную смысловую окраску. Асафьев, например, соотносил язык Чайковского с Москвой и с «коренным русским Примосковьем», а находки «Снегурочки» Римского-Корсакова - с ростовско-ярославским (можно добавить: костромским) Северо-Востоком, его «крестьянским ощущением родной природы и мифами о ней». Очевидно, что бородинский музыкальный пейзаж восходит к Киевской Руси и южнорусским степным просторам. Напряженность, пронзительность звуковой атмосферы у Мусоргского состоит в неуловимой связи с обликом его родной Псковщины. У нижегородца Балакирева строй и размах Волги - сердца России.
Подобным музыкальным явлениям нелегко подыскать аналоги в современной им литературе, хотя в ряде случаев таковые напрашиваются: Чайковский - Чехов и Тургенев, Глазунов - А. К. Толстой (параллель, предложенная Асафьевым), Рахманинов - Бунин и т. д. Все же гораздо полнее и многообразнее их связи с изобразительным искусством, современным и следующего периода: Бородин - Рерих; Чайковский - Левитан; Римский-Корсаков - Васнецов, Нестеров, Врубель; Мусоргский - Суриков и снова Врубель.
← Напряженность, пронзительность звуковой атмосферы | «Жаворонок» Глинки → |
---|