Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Напряженность, пронзительность звуковой атмосферы

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

«Если творчество многих композиторов становилось достоянием сравнительно узкого круга современников, то были большие пласты и срезы музыкальной культуры, к которым оказывались причастными огромные массы населения», - говорится в статье «Музыка» в предыдущем томе настоящего труда.

Здесь имеется в виду музыка, звучавшая в церкви, - «едва ли не единственная сфера музыки, в которую были вовлечены все сословия и каждый человек в отдельности»; различнейшие социально, географически, этнически и т. д. детерминированные формы бытового - непрофессионального и полупрофессионального музицирования и, конечно, крестьянский фольклор.

Действительно, пытаясь охарактеризовать «картину мира» в отечественной профессиональной музыке, говоря о стремительном ее расширении и обогащении, невозможно проходить мимо этих пластов, хотя оценить процессы, происходившие в них, неизмеримо сложнее, чем в творчестве «личностном», запечатлевшем, конечно, опыт общий, но выстроенный гениальным художником. К тому же практически отсутствуют современные исследования по отечественной духовной музыке прошлого столетия ", нет исторической музыкальной фольклористики, очень выборочно освещены вопросы бытового музицирования. Здесь придется ограничиться предварительными соображениями.

В этой сфере применительно к рассматриваемому периоду представляется невозможным говорить о целостном отражении национального миросозерцания в каких-либо образцовых произведениях, невозможно даже говорить об отражении в каком-либо одном пласте или жанре духовного облика культивировавшего его сословия. Только совокупность всех событий, происходивших в музыке церковной - авторской и безымянной, в деревенском и городском фольклоре, в музицировании образованных слоев общества, во всех жанрах - от былины до цыганского романса, - запечатлевает музыкальный образ мира в сознании русского человека второй половины XIX в. Образ этот, естественно, отмечен еще большей многосос-тавностью, нежели складывавшийся в высокопрофессиональном искусстве.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Искусство монтажа

И, наоборот, такая театральная система, как японский театр Но,…

Пластические находки

Буквально все, до последней былинки, обозначенной автором, влечет…

Процесс эстетического восприятия

Любая динамическая картина восприятия «застывает» по желанию зрителя:…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…