Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Напряженность, пронзительность звуковой атмосферы

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

«Если творчество многих композиторов становилось достоянием сравнительно узкого круга современников, то были большие пласты и срезы музыкальной культуры, к которым оказывались причастными огромные массы населения», - говорится в статье «Музыка» в предыдущем томе настоящего труда.

Здесь имеется в виду музыка, звучавшая в церкви, - «едва ли не единственная сфера музыки, в которую были вовлечены все сословия и каждый человек в отдельности»; различнейшие социально, географически, этнически и т. д. детерминированные формы бытового - непрофессионального и полупрофессионального музицирования и, конечно, крестьянский фольклор.

Действительно, пытаясь охарактеризовать «картину мира» в отечественной профессиональной музыке, говоря о стремительном ее расширении и обогащении, невозможно проходить мимо этих пластов, хотя оценить процессы, происходившие в них, неизмеримо сложнее, чем в творчестве «личностном», запечатлевшем, конечно, опыт общий, но выстроенный гениальным художником. К тому же практически отсутствуют современные исследования по отечественной духовной музыке прошлого столетия ", нет исторической музыкальной фольклористики, очень выборочно освещены вопросы бытового музицирования. Здесь придется ограничиться предварительными соображениями.

В этой сфере применительно к рассматриваемому периоду представляется невозможным говорить о целостном отражении национального миросозерцания в каких-либо образцовых произведениях, невозможно даже говорить об отражении в каком-либо одном пласте или жанре духовного облика культивировавшего его сословия. Только совокупность всех событий, происходивших в музыке церковной - авторской и безымянной, в деревенском и городском фольклоре, в музицировании образованных слоев общества, во всех жанрах - от былины до цыганского романса, - запечатлевает музыкальный образ мира в сознании русского человека второй половины XIX в. Образ этот, естественно, отмечен еще большей многосос-тавностью, нежели складывавшийся в высокопрофессиональном искусстве.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Разграничение с аллегорией

Разграничение с аллегорией служит прежде всего тому, чтобы освободить…

Генезис искусства

И сама двумирность праздника, где новое хохочет в глаза старому, есть…

Мир мечты

Человек осваивает сам принцип делания мира и себя тоже, то есть меру…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…