Автор: Марина Мерц | Категория: Культура
Любые исторические аналогии и оценки применительно к художественному творчеству становятся возможными лишь в том случае, если в самом феномене искусства не удастся выявить некий сквозной субстанциальный инвариант, проявляющий себя в различных модификациях на различных этапах художественной деятельности.
Что взять за точку отсчета художественного образа, какие характеристики принять за неизменное единство его сущности? Ведь в ходе исторической феноменологии искусство проявляет себя как подвижный и гибкий организм, обнаруживающий новые творческие грани и аспекты, моментально ассимилирующий (и предвосхищающий) едва заметные движения в социальной психологии, общих стереотипах мышления, иерархии ценностей. Диапазон изменения эстетико-творческих характеристик искусства по этой причине достаточно широк: он разворачивается между полюсами идейно-содержательных и гедонистических начал, познавательно-оценочных и языково-выразительных. Различные шкалы подобных колебаний в направленности художественного творчества обусловливают и различную социальную функцию искусства в каждый конкретно-исторический период, его преимущественно вовлеченное или автономное развитие, преобладание объективных или субъективных сторон и т. д.
← Система духовной культуры | Вопрос о закономерностях исторической динамики → |
---|