Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века
К «интерьеру» второй половины XIX в. стягиваются сюжетно-темати-ческие линии, формирующие художественный мир русского бытового жанра изучаемого времени, и не только стягиваются к нему, но и диктуют этому типу картины свои законы развития. Разумеется, изображение домашних стен не становилось теперь лишь жанровым признаком живописного произведения или же внешним способом обозначить границы воспроизводимого пространства.
Образ интерьера сам по себе мог и теперь быть воплощением живого прикосновения художника к действительности и потому иметь серьезный содержательный смысл. Скажем, убедительность многочисленных городских «жанров» В. Е. Маковского, созданных в 1880-1890-е годы, основана в равной мере на «типажной» выразительности и действующих лиц, и самих меблированных комнат, как будто специально предназначенных для скоротечных житейских сцен и мимолетного свидетельского взгляда художника. На содержательности образа деревенской избы во многом построены «крестьянские» картины В. М. Максимова 1870-1880-х годов, хотя он и призван в этом случае внушать совершенно иное представление о российской повседневности. Пространство имеет здесь гораздо более устойчивые зрительные ориентиры, а.время - более стабильные координаты. Серо-землистый цвет потемневшего старого сруба, низкий тесовый потолок, непременная божница в красном углу - в этом тесном мире, где художник «ощупал» глазом каждое бревно, каждое полотенце, покрывающее икону, празднуют свадьбу молодые, делит семья свой домашний скарб, молча умирает больной мужик. И стены крестьянского жилища говорят об этой жизни никак не меньше, чем происходящие в них события.
← Друг за другом | В федотовских «интерьерах» → |
---|