Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века
Все самым существенным образом меняется с появлением П. А. Федотова. Как известно, его картины - это череда жилых комнат - от квартиры чиновника средней руки до купеческой гостиной.
В федотовских «интерьерах», исключая самые поздние, еще есть любование красотой, наполняющие их предметы порою еще несут на себе отблеск поэзии частного быта. Но для идущей в них жизни, для характера и страстей, определяющих их атмосферу, стены комнат - это лишь условные границы представленного зрелища, в их постоянном преодолении - закон повседневного существования действующих лиц. Вместо окон, источников света, соединяющих комнатный мир с природой и вместе с тем сохраняющих значение естественной защитной преграды между «домом» и «улицей», главное значение в «интерьерах», начиная с Федотова, приобретают двери как предметный знак непрерывно меняющихся жизненных ситуаций, мизансцен, иными словами, как вещественное свидетельство подчиненности человеческих судеб внешним житейским обстоятельствам. В дверях, соединяющих соседние комнаты или ведущих наружу, появляются нежданные гости, у дверей ждут своего выхода на сцену персонажи, которым суждено повлиять на ход изображенных событий, за дверями решается участь людей, считающих себя защищенными домашними стенами.
← Картины В. М. Максимова | «Комнаты» К. А. Зеленцова → |
---|