Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

История, рассказанная нам свидетелем-хроникером

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

История, рассказанная нам свидетелем-хроникером , заключает в себе три составляющих ее состоявшихся праздничных события - сватовство, вечеринку «у наших» и благотворительный бал. Кроме того, есть еще один, несостоявшийся праздник, задуманный как самое блистательное торжество и ужасающий как не подлежащий обжалованию смертный приговор.

Такого нагнетания «праздничности», такого возрастающего от главы к главе «веселья» при полном внешнем и внутреннем неблагополучии после пушкинского «Пира во время чумы» русская литература не знает.

В «обществе обозначилось какое-то легкомыслие. .. Как бы по ветру было пущено несколько чрезвычайно развязных понятий. Наступило что-то развеселое, легкое, не скажу, чтобы всегда приятное» Я, - сообщает хроникер. Праздник, как пожар, охватывает, затягивает в себя всех действующих лиц, распространяется вширь и вглубь, на все население «нашего города», проникает сверху донизу всю сословную лестницу - от губернатора до фабричных, от «столпов общества» до беглого каторжника Федьки; в него вовлечены все возрасты - и «наши старички», и совсем юные создания, студенты, гимназисты, почти дети, он мутит самые трезвые и практичные умы, «все хохочут» или, на худой конец, «усмехаются».

Это воистину какая-то вселенская вакханалия, внешние по замыслу ее организаторов формы которой вполне благопристойны, хотя и срываются на каждом шагу в «скандал», внутренние же пружины событий, «только теперь до конца открывшиеся» и на протяжении романа для большинства участников остающиеся загадочными, неблаговидны, темны и просто преступны: Николай Ставрогин приезжает, чтобы сделать свою «последнюю пробу», писатель Кармазинов является, чтобы подготовиться к бегству с «тонущего корабля» России, а Петр Верховенский - чтобы убить Шатова и начать великую кровавую смуту («в конце мая начнем, к Покрову кончится»). Реальный, действительно вспыхнувший в городе пожар как бы венчает собою дурное, воспаленное праздничное горение, словно овеществляя метафору художественно-поэтического образа праздника.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Поле деятельности пропагандиста

Пропагандистская деятельность характеризуется как поступок, мысль,…

Архитектура образа

Скульптурный ансамбль лишен обычной фронтальности, уже пьедестал…

Движение Бури и натиска

Во всяком случае, переход от манеры к стилю, который осуществил Гете…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…