Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
Важно, что в этой концепции праздника усиливаются и возрастают социально-критические, аналитические начала. Поэтика вбирает в себя народные, песенно-фольклорные интенции. Столь разные по своей природе, трезвый анализ и верность преданию, они равно ориентированы в область нравственно-эстетических оценок, рассматриваются с точки зрения добра и красоты.
Утехи, забавы, развлечения «гуляющих» представителей коммерческого мира, рачительно рассчитанные на срок - «потехе час», - времяпрепровождение, которое имеет четкий денежный эквивалент - растраченные или полученные наследства, выигрыш и проигрыш. Там же, где праздник обещает исполнение сердечных надежд, радость души, его ценой становится сама жизнь. Даже если подлинное счастье только пригрезилось, примечталось, в его теплых лучах расцветают чудные песни Ларисы Огудаловой, святочные и масленичные игры и пляски ожидающих праздника людей. Они почерпнуты из неиссякающих источников народного творчества, питаются живыми соками родной земли. Образ праздника, отзывчивый на разноречье многоголосой современности, становится ее то правдивым, то лукавым, то злым зеркалом.
Среди классических произведений, созданных в конце 1860-начале 1870-х годов, есть литературный памятник, который, как нам кажется, может служить своеобразной энциклопедией праздничных мотивов. Это один из самых трагедийных романов Достоевского - «Бесы», где праздники представлены во всех так или иначе затронутых нами аспектах: интимно-личном, семейном, историческом, субстанциальном. Невозможно отчленить ни одну из философских, религиозных и эстетических, психологических и моральных проблем в их образно-пластическом выражении, сосредоточенных в этом произведении, от пронизавших всю художественную ткань текста ожиданий, приготовлений, разочарований и новых надежд, спровоцированных праздником. Напряженно-угрожающая атмосфера романа-предостережения, романа-пророчества, в сущности, рождается из образа праздника, из того, чем он мог и должен был быть и чем он стал.
← История, рассказанная нам свидетелем-хроникером | Расчетливая деятельность практического мира → |
---|