Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Литературные реминисценции

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Хронологические пласты, подобно невидимой материи, бесплотной тяжестью как бы налегают, давят друг на друга и, преломляясь один в другом, образуют временные сдвиги, смещения, зазоры. Намеренно усложняя расшифровку главного и второстепенного в романе, Достоевский недаром заметил для себя: «Пусть потрудятся сами читатели».

Ежедневная хроника со своими временными мерами погружена в иные длительности, сопряжена с ходом истории, совершается перед лицом вечности. Сквозь житейские праздники, скандальным вихрем обрушившиеся на провинциальный город, проступают другие, не зависящие от тщеславных претензий губернаторши и генеральши, от больших и малых «бесов», праздничные сроки. Недаром С. Булгаков назвал роман «отрицательной мистерией» .
Достаточно заглянуть в русский православный календарь, чтобы «самый конец августа», «сентябрь» и начало октября предстали перед нами как особое праздничное время, заключившее в себя свои космические и неотменимые начала и концы. С первого сентября в России начинался новый церковный год. «Самый конец августа» - это предновогоднее предпраздничное время, которое, как особый период в жизни человека, многократно отражено в русской художественной культуре. Оно всегда овеяно тревогой, напряжением противоборства светлых и темных сил. Семантика канунов вообще и новолетия в частности очень сложна и многообразна. Она включает понятия борьбы и обновления, смуты и тяготы в преддверии нового и переходность как сумеречное состояние. Мы помним, какую важную роль все эти представления сыграли в ранних пьесах Островского, связанных с праздниками святок и масленицы. В романе Достоевского канун новолетия отмечен необычайным съездом героев со всех концов России и Европы (Шатов и Кириллов даже из Америки) в губернский город с целями, которые по ходу повествования оказываются глубоко между собою взаимосвязанными. Действительно, «вдумаемся в этот съезд с беспрецедентным даже для Достоевского (22 человека) числом.. . участников» , - ведь для него должны же были быть серьезные причины. Автор процитированных строк объясняет такое скопление бесовства политическими мотивами, корни которых надо искать в общественной ситуации конца сороковых, пятидесятых и шестидесятых годов. «Хроника запечатлела события финального, заключительного акта трагедии, первое действие которой было сыграно далеко за сценой» ,, - пишет Л. Сараскина, и ее вывод не вызывает сомнений.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Личностный подход в культурологии

С этим нельзя не согласиться. Но на каких основаниях должно строить…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Композиторские стили

Во второй половине XIX в. была по-настоящему осмыслена композиторами…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…