Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Литературные реминисценции

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Хронологические пласты, подобно невидимой материи, бесплотной тяжестью как бы налегают, давят друг на друга и, преломляясь один в другом, образуют временные сдвиги, смещения, зазоры. Намеренно усложняя расшифровку главного и второстепенного в романе, Достоевский недаром заметил для себя: «Пусть потрудятся сами читатели».

Ежедневная хроника со своими временными мерами погружена в иные длительности, сопряжена с ходом истории, совершается перед лицом вечности. Сквозь житейские праздники, скандальным вихрем обрушившиеся на провинциальный город, проступают другие, не зависящие от тщеславных претензий губернаторши и генеральши, от больших и малых «бесов», праздничные сроки. Недаром С. Булгаков назвал роман «отрицательной мистерией» .
Достаточно заглянуть в русский православный календарь, чтобы «самый конец августа», «сентябрь» и начало октября предстали перед нами как особое праздничное время, заключившее в себя свои космические и неотменимые начала и концы. С первого сентября в России начинался новый церковный год. «Самый конец августа» - это предновогоднее предпраздничное время, которое, как особый период в жизни человека, многократно отражено в русской художественной культуре. Оно всегда овеяно тревогой, напряжением противоборства светлых и темных сил. Семантика канунов вообще и новолетия в частности очень сложна и многообразна. Она включает понятия борьбы и обновления, смуты и тяготы в преддверии нового и переходность как сумеречное состояние. Мы помним, какую важную роль все эти представления сыграли в ранних пьесах Островского, связанных с праздниками святок и масленицы. В романе Достоевского канун новолетия отмечен необычайным съездом героев со всех концов России и Европы (Шатов и Кириллов даже из Америки) в губернский город с целями, которые по ходу повествования оказываются глубоко между собою взаимосвязанными. Действительно, «вдумаемся в этот съезд с беспрецедентным даже для Достоевского (22 человека) числом.. . участников» , - ведь для него должны же были быть серьезные причины. Автор процитированных строк объясняет такое скопление бесовства политическими мотивами, корни которых надо искать в общественной ситуации конца сороковых, пятидесятых и шестидесятых годов. «Хроника запечатлела события финального, заключительного акта трагедии, первое действие которой было сыграно далеко за сценой» ,, - пишет Л. Сараскина, и ее вывод не вызывает сомнений.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Мир предметов

Так между вещами начинает струиться жизнь мира, всегда создается…

Слепой эксперимент судьбы

Выбор, перед необходимостью которого поставлены фольклористы, жесток:…

Эволюция художественных форм

Авторы капитального труда по истории европейского искусствознания…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…