Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
Нам будет интересно видеть, какими приемами создавал художник это ощущение «мертвенности характеров» (в особенности центрального), которые за 30 лет до того, в «Сватовстве майора» Федотова, были еще такими переливающимися красками и живыми. Нельзя сказать, чтобы «Арест пропагандиста» Репина дал этой стадии отношения русских художников к характеру вполне законченное выражение. С точки зрения законов репинского искусства саму эту картину, пожалуй, нельзя воспринимать как совершенно законченную, ибо в ней есть много еще по-настоящему не продуманного и не доведенного.
Мы уже упоминали, что Репину вообще было свойственно от множества поясняющих фигур и деталей своих первичных замыслов переходить постепенно ко все большему лаконизму. В «Отказе от исповеди», как уже говорилось, он отказался от фигуры входящего палача, в «Не ждали» - от какого-то старика, предупреждающего о прибытии ссыльного. Но в той же картине он так и не отказался от вполне «мешающих» лиц обоих детей, и только в «Отказе» довел свою композицию до того высокого лаконизма, который был в возможностях его таланта. В «Аресте пропагандиста» такими «невыкинутыми фигурами» оказались фигуры из правой части картины, как нельзя более анекдотические и отвлекающие от центральной группы. Это и фигура полицейского, читающего письма, и заглядывающего ему через плечо канцеляриста, и еще одного канцеляриста, обнаружившего новые спрятанные бумаги, или молодой сообщницы арестованного, переодетой в крестьянское платье.
Одна из причин, по которой художник, возможно, держался за эту не удавшуюся ему часть картины, та, что здесь как бы начинается «тема бумаг заговорщика», которая выходит затем на передний план. Здесь, перед нашими глазами, - растерзанный, как будто «выпотрошенный» чемодан с бумагами, помещенный на освещенное место, в центре, как основная улика не только для полиции, но, очевидно, и для нас, для зрителя. Характерно, как «предъявляются» нам эти «бумаги-улики». Сначала они возникают еще в качестве связанной пачки в протянутой вверх руке нашедшего их чиновника. Полицейский читает уже одну из таких бумаг - какое-нибудь конспираторское письмо или прокламацию. Левее, на полу около чемодана или в чемодане, бумаги превращаются в кучу «бумажного хлама», еще левее, на досках грязного пола, это уже вообще как бы «бумажный мусор», вперемешку с окурками, разнесенный сапогами по всей избе и вместе с ними «втоптанный в грязь».
← Контраст между видом живого и сильного человека | Фигура озлобленная и мрачная → |
---|