Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
«Майорша» же при внешнем бытовом правдоподобии написана по законам мелодрамы, в центре которой - эффектная женская фигура. Феня - та действительно сама вершит свою судьбу, по своей капризной воле определяя события. Ощущая неотразимую силу своей женской привлекательности, она дразнит, манит, отталкивает, упивается чувством своей власти над мужчинами. Эдакая Кармен «Мценского уезда».
В Фене все напоказ, все - вызов, каприз и бравада.
Лариса своей избранности, своей незаурядности словно бы не хочет замечать и признавать; она словно страшится той искры, что таится в ней, страшится губительного пожара, который из этой искры может вспыхнуть. Но до поры до времени она себя сдерживает, рвется вон из «цыганского табора», она еще надеется спрятаться от своей судьбы в тихом замужестве.
Если для таланта Ермоловой Лариса, условно говоря, оказалась недостаточно «идеальной», то для Савиной она, наоборот, была слишком «идеальной», слишком «непостижимой» с точки зрения здравого смысла, который правил ее искусством. И, потерпев фиаско в «Бесприданнице», актриса взяла полный реванш в «Майорше».
В Петербурге «Бесприданницу» сыграли 21 раз за 4 сезона, и летом 1882 г. она надолго, почти на 15 лет, сошла со сцены. В Москве пьеса держалась в репертуаре дольше - до 1891 г.
Вот так - тускло и неприметно - начала свою жизнь «Бесприданница». Обнаружив некоторые особенности тогдашнего состояния театра - как его сценической практики, так и его критического мышления, - она отразила и кое-какие приметы времени в более широком смысле.
«Бесприданницу» возобновили на обеих столичных сценах в 1896 и 1897 гг. К этому времени взгляд на пьесу заметно изменился по сравнению с 1870-ми годами. Перемены обусловливались разными обстоятельствами.
← Отделяя произведение от его создателя | Правда в письме → |
---|