Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Правда в письме

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Савина в самом деле той зимой 1878 г. свела с ума Петербург, только не в «Бесприданнице» Островского, а в «Майорше» И. В. Шпажинского, которую она сыграла через две недели: «В среду шла „Майорша" и имела огромный успех; Савина выше всякой похвалы; трудно передать, сколько у ней в исполнении ума, тонкости и экспрессии», - сообщает Островскому его приятель петербургский актер Ф, А. Бурдин через два дня после премьеры, а чуть позже добавляет не слишком-то тактично: «За билеты на „Майоршу" „дерутся"». «Что за билеты на „Майоршу" дерутся, - сумрачно отвечал Островский, - для меня мало утешительного, равно как и в том, что „Бесприданницу" дают под праздник, а на празднике ни разу.

Что же делать, учусь, а никак не выучусь писать таких пьес, как „Майорша"» .
Исследователи давно обратили внимание на соседство этих двух премьер, на соотнесенность этих пьес и ролей.
Чем же так полюбилась Феня - героиня «Майорши» - и публике, и самой актрисе, которая не расставалась с ней на протяжении 20 лет? И почему в соседстве с Феней померкла бедная Лариса Огудалова? Что же такое постиг Шпажинский, чему не мог «выучиться» Островский?
Феня, как и Лариса, - натура незаурядная, яркая и независимая, томящаяся в захолустье. Вокруг Фени, как и вокруг Ларисы, вьется хоровод очарованных ею поклонников. Феня, как и Лариса, ищет любви и, не найдя ее, решается на замужество с нелюбимым. И, наконец, обе они гибнут от руки любящего мужчины.
Но принципы построения этих пьес прямо противоположны. Лариса - центр драмы, но мужской хоровод движется вокруг отнюдь не по ее воле. Она хоть и принимает сама решения - дает согласие на брак с Карандыше-вым, уезжает за Волгу с Паратовым, решает идти на содержание к Кнурову, - но все эти решения не могут изменить ее судьбы. Она действительно «вещь», которой распоряжаются другие. А поступки каждого из окружающих диктуются в конечном счете не их чувствами к Ларисе, а сугубо деловыми соображениями и обстоятельствами их жизни, которые оказываются сильнее любви. Паратов разорен и женится на богатой, Кнурова связывают нажитые миллионы, Вожеватова - миллионы, которые он еще только наживает, Карандышев одержим маниакальной идеей «повели-чаться», отомстить всем за свои унижения. Это и делает «Бесприданницу» социальной драмой.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Бытовое искусство

Фольклорное искусство является бытовым художеством; и совершенно…

Разительные противоречия

В результате тщетность литературных усилий проявлялась все…

Изменение культурологического подхода

Он изучается культурологией и описывается ее категориями, в то время…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…