Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Правда в письме

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Савина в самом деле той зимой 1878 г. свела с ума Петербург, только не в «Бесприданнице» Островского, а в «Майорше» И. В. Шпажинского, которую она сыграла через две недели: «В среду шла „Майорша" и имела огромный успех; Савина выше всякой похвалы; трудно передать, сколько у ней в исполнении ума, тонкости и экспрессии», - сообщает Островскому его приятель петербургский актер Ф, А. Бурдин через два дня после премьеры, а чуть позже добавляет не слишком-то тактично: «За билеты на „Майоршу" „дерутся"». «Что за билеты на „Майоршу" дерутся, - сумрачно отвечал Островский, - для меня мало утешительного, равно как и в том, что „Бесприданницу" дают под праздник, а на празднике ни разу.

Что же делать, учусь, а никак не выучусь писать таких пьес, как „Майорша"» .
Исследователи давно обратили внимание на соседство этих двух премьер, на соотнесенность этих пьес и ролей.
Чем же так полюбилась Феня - героиня «Майорши» - и публике, и самой актрисе, которая не расставалась с ней на протяжении 20 лет? И почему в соседстве с Феней померкла бедная Лариса Огудалова? Что же такое постиг Шпажинский, чему не мог «выучиться» Островский?
Феня, как и Лариса, - натура незаурядная, яркая и независимая, томящаяся в захолустье. Вокруг Фени, как и вокруг Ларисы, вьется хоровод очарованных ею поклонников. Феня, как и Лариса, ищет любви и, не найдя ее, решается на замужество с нелюбимым. И, наконец, обе они гибнут от руки любящего мужчины.
Но принципы построения этих пьес прямо противоположны. Лариса - центр драмы, но мужской хоровод движется вокруг отнюдь не по ее воле. Она хоть и принимает сама решения - дает согласие на брак с Карандыше-вым, уезжает за Волгу с Паратовым, решает идти на содержание к Кнурову, - но все эти решения не могут изменить ее судьбы. Она действительно «вещь», которой распоряжаются другие. А поступки каждого из окружающих диктуются в конечном счете не их чувствами к Ларисе, а сугубо деловыми соображениями и обстоятельствами их жизни, которые оказываются сильнее любви. Паратов разорен и женится на богатой, Кнурова связывают нажитые миллионы, Вожеватова - миллионы, которые он еще только наживает, Карандышев одержим маниакальной идеей «повели-чаться», отомстить всем за свои унижения. Это и делает «Бесприданницу» социальной драмой.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Культурологический подход

Но по мере ее наполнения все труднее оказывается определить сущность…

Гармоничное развитие человека

Оба они, как Шиллер, так и Гете, мечтали о гармоничном развитии…

Современное искусство

«Вовлечение» - акт чувственного уподобления реальности. Зритель…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…