Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Термин «простой напев»

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

То, что Чайковский называл древним пением, являлось таковым лишь относительно; «гаммы совершенно особенного свойства» не смогли ожить в пределах индивидуальной стилистики композитора, даже специально приноровленной к ним. И все же Чайковский имел право гордиться, что «первым из современных русских музыкантов потрудился для восстановления» - не «первобытного характера и строя», конечно, а значения музыки в храмовом действе.

Церковная музыка Чайковского - верное отражение того душевного настроения, с которым возвращались к церкви (или обращались к ней) после многолетних блужданий современники композитора: «Отправиться в субботу в какую-нибудь древнюю небольшую церковь, стоять в полумраке, наполненном дымом ладана, углубляться в себя и искать ответа на вечные вопросы: для чего, когда, куда, зачем, пробуждаться от задумчивости, когда хор запоет: „От юности моея мнози борют мя страсти", и отдаваться влиянию увлекательной поэзии этого псалма, проникаться каким-то тихим восторгом, когда отворятся царские врата и раздастся: „Хвалите Господа с небес!" - о, все это я ужасно люблю, это одно из величайших моих наслаждений».
Самоанализ, запечатленный в письмах композитора, показывает, как русский интеллигентный человек второй половины XIX столетия мог осмысливать место и значение «единственной сферы. . . в которую были вовлечены все сословия»^ в своей жизни, в образе мира, представавшего перед ним. Чайковский осознал и противоречие, неизбежно возникавшее между патриотическим чувством, личным порывом, любовью к старине и «каноном» - целостным миросозерцанием, отраженным в прекрасных формах православного богослужения. «Просто перелагателем» этих форм он стать не мог, и задача осталась неразрешенной. Образы духовной музыки
Чайковского, конечно, далеки от казенной, подчиненной государственности, «синодальной» трактовки православия, но далеки они и от того образа народной веры, который запечатлен в образах Макара Долгорукова в «Подростке», Марьи Лебядкиной в «Бесах», старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Достоевского, в «Запечатленном ангеле», «На краю света», «Соборянах» Лескова.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Проблема методологического конструирования фольклористики

Ее успешное решение обеспечило бы фольклористам выход на новые…

Стилевое единство

При этом Иоффе вполне обоснованно стремился отыскать общие вертикали,…

Клубная художественная самодеятельность

Немудрено, что после подобных экстраполяций, поддерживаемых…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…