Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Состояние русской духовной музыки

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Все это, вместе взятое, в николаевскую эпоху и позже почиталось истинным древним пением, лишь «переведенным» на многоголосие, в отличие от концертного пения «в итальянском роде» как уже совсем не подходящего к православному богослужению.

Гениальные прозрения великих русских композиторов до XX в. не имели ощутимого влияния на церковный обиход; кроме того, композиторы обращались к сфере духовной музыки нечасто, сознавая, во-первых, крайнюю скованность ее синодальным диктатом, а во-вторых, в случае кучкистов с их стремлением к подлинности, ограниченность собственного художественного опыта: по единственному практически доступному печатному источнику - четырехтомному синодальному изданию основных певческих книг на квадратной ноте, где действительно было представлено немало старых роспевов (хотя и не всегда точно переданных), и книге Д. В. Разумовского «Церковное пение в России» (1861) - нелегко было воссоздать реальное звучание исконно русского духовного пения, о складе же старинного многоголосия тогда имели совсем смутное понятие.

Состояние русской духовной музыки резко, но верно передано в высказывании Чайковского: «Европеизм вторгся в нашу церковь в прошлом веке в виде разных пошлостей даже в глуши, в деревне дьячки поют очень близкое к тому, что поется в Казанском соборе в Петербурге возмутительно пошлое отребье европейских музыкальных общих мест». И дальше собственная программа композитора: «Ввиду всего этого я считаю, что с моей стороны было бы чистейшим донкихотством создавать новые, основанные на духе старого формы церковных напевов. Историю не переделаешь; точно так же невозможно воссоздать то пение, которое слушал Иван Грозный в Успенском соборе, как невозможно переделать современных прихожан в бояр, посадских, опричников и т. д.

Я хочу не столько теоретически, сколько чутьем артиста до некоторой только степени отрезвить церковную музыку от чрезмерного европеизма. Я буду эклектиком, то есть чем-то средним между Бортнянским и Потуловым». Это о Литургии; что же касается второго хорового цикла Чайковского, Всенощной, то тут задача уже меняется: «Хочется сохранить во всей неприкосновенности древние церковные напевы, а между тем, будучи построены на гаммах совершенно особого свойства, они плохо поддаются новейшей гармонизации. Зато, если удастся выйти победителем из всех затруднений, я буду гордиться, что первый из современных русских музыкантов потрудился для восстановления первобытного характера и строя нашей церковной музыки».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Описание, анализ, эксперимент

Не менее важным является определение методологического статуса…

Исторические предпосылки движения духовной культуры

Кризисом будет дан толчок развитию искусства к открытости, к…

Генезис искусства

И сама двумирность праздника, где новое хохочет в глаза старому, есть…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…