Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Музыкальная культура

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Выше говорилось о том, что «новая русская музыкальная школа» застала народное музыкальное творчество в период переломный, когда отношения города и деревни начали приобретать иной характер, нежели это было до тех пор. В XVIII-начале XIX в. «обмен песнями» между городом (или усадьбой) и деревней происходил непосредственно и естественно, песня была, по выражению Асафьева, «под рукой» и не чувствовалось необходимости далеко за нею ездить.

Мощная река крестьянского искусства - накопления веков - вливалась в городскую жизнь, а обратно направленный поток пока не тормозил этого движения. «Музыкальная культура города не настолько „урбанизировалась", чтобы питание свежим песенным материалом могло прекратиться» 43 - отсюда широкое развитие в городском музицировании многообразных форм «народной песни с сопровождением», где осуществлялось приспособление «голосовой» крестьянской мелодики к новым вокально-инструментальным нормам. Возникал своеобразный музыкальный пласт «между городом и деревней», от которого, в свою очередь, шло движение в двух направлениях: к собственно городскому бытовому романсу (авторскому и «фольклорному» - грань между ними часто стиралась) и обратно в деревню («обработанная» крестьянская песня возвращалась, измененная, на свою родину).

До середины века, до 1860-х годов, многим представлялось, что с народной песней «все в порядке», что никаких глубинных противоречий в происходящем обмене нет и быть не может. Например, такой знаток песни и сам превосходный исполнитель, как Аполлон Григорьев, в середине 50-х годов уверенно ставил некоторые романсы-обработки А. Е. Варламова (а также А. И. Дюбюка, М. Т. Высоцкого и др.) рядом с подлинными крестьянскими напевами и, задавая вопрос, «как согласить народное музыкальное сознание с музыкальным и поэтическим образованием, даже с образованием вообще», oтвeчaл^ «Связь с жизнью, с почвой в истинно образованном человеке не прерывается образованием, а в тех, которые имели несчастье образоваться фальшиво, но у которых есть внутренний какой-нибудь запас, может быть легко восстановлено - легко потому, что мы русские люди, и потому еще в особенности, что наша народная песня живет до сих пор, живет по старым своим законам, старой жизнью, а не сдана в археологический архив»

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Проблематика неумелой непреднамеренности

Такие случаи как раз происходят и в ситуации неумелой намеренности:…

Художник и зритель

Да и все другие виды искусств отражали настроение эпохи, которое в…

Художественная реальность фильма

Да это и есть театр, театр вещей (людей), пантомима инструментов.…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…