Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Рассуждение Мусоргского

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

По-другому у кучкистов. Конечно, в операх Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова основные характеры ярко индивидуальны, но это в очень высокой степени типические образы, и их «поведение» заранее предопределено. Князь Игорь совершает свой нравственный выбор - решение бежать из плена, и музыка Бородина говорит нам о его душевной борьбе, однако князь - историко-эпический персонаж «Слова о полку Игореве» и иного выбора сделать не мог.

Во всем мировом искусстве нет более глубокого музыкального воплощения мук человеческой совести, нежели в «Борисе» Мусоргского, но и здесь личный выбор героя за пределами музыкального повествования, в самом же музыкальном действии важнее личной воли иные категории - суд народный, суд истории, закон возмездия. В «Снегурочке» Римского-Корсакова главный образ сильно изменяется на протяжении действия, но в пределах сказки с ее особыми законами; так же и Садко совершает свои подвиги в пределах положенного былинному герою. В «Хованщине» история Марфы составляет одну из ведущих драматургических линий, но мотивы поступков героини определяются отнюдь не только личными переживаниями: Марфа - сподвижница Досифея, ее судьба - символ героической судьбы народного движения.
Интересно в этом смысле сопоставление главных героев двух вершинных, итоговых сочинений двух крупнейших оперных школ Европы XIX столетия, русской и немецкой - «Китежа» и «Парсифаля».
В образах Февронии и Парсифаля есть родственные моменты, обусловленные уже тем, что в них отразились древние миропредставления, близкие у многих различных народов: оба они приходят из «пустыни», не ведая зла, и впервые встречаются с ним, попав в человеческий мир; оба искупают зло состраданием и тем самым становятся достойными небесного града и открывают в него дорогу другим. Сама идея небесного града - тоже родственное звено в концепциях Римского-Корсакова и Вагнера: туда попадает «тот, кто, ум не раздвоен имея, паче жизни в граде быть захочет.. .». В обеих операх есть антагонисты главных героев, есть хранители града. И в «Китеже» и в «Парсифале» есть «похвала пустыне», звучащая дважды: в экспозициях образов главных героев и в момент их духовного подвига, когда отворяются врата града: вместе с человеком природа преображается и празднует.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Пластические находки

Буквально все, до последней былинки, обозначенной автором, влечет…

Религиозная картина мира

Тем самым отвергается использование искусства религией, моралью или…

Разграничение этапов

Подобный путь проделывают как отдельные естественные, так и…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…