Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Вполне благовидная цель

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Самая элементарная из корыстных целей - желание жизненных благ и материального приобретательства, - может быть, и самая «невинная». Гораздо страшнее потребность власти, «любоначалие», способное устранять со своего пути все преграды. Рядом с ним кривятся и строят гримасы тщеславие и «ущемленное самолюбие» - выражение Достоевского, удивительно точно передающее мучительность этого порока для того, кто им одержим.

Благотворительный бал в пользу гувернанток, праздник благотворительности, приготовлениями к которому озабочены почти все действующие лица на протяжении большей части романного времени, высвечивает и обличает все разнообразие открытой и тайной, тщательно скрываемой и нагло выставленной напоказ корысти, которой одержимо общество. Ради тщеславной потребности «не отстать» от новых веяний можно предать двадцатилетнюю дружбу, можно закрыть глаза на происходящие вокруг безобразия и назвать их «шалостями»; ради потребности властвовать можно пролить кровь, пожертвовать не одной человеческой жизнью. Корысть разъедает даже самую любовь - своим «безумным» поступком, бегством в «Скворешники» Лиза Дроздова надеется получить от судьбы то, что ей не дано, - право на любовь Ставрогина. Корысть действует как страсть - она ослепляет, делает глухим и лишает разума. Здесь корень изначальной, смертоносной лжи. Корысть обманывает - себя, других, весь свет.
Достоевский открывает и еще один, думается, важнейший для него источник корысти - приверженность идее. И власть, и самолюбие, и тщеславие, и все их производные - самоуверенность, гордость, пренебрежение к окружающим - в своем удовлетворении вовсе не всегда преследует материальные выгоды. Среди действующих лиц романа прямая денежная нажива мерещится разве что капитану Лебядкину да Федьке Каторжному. Для остальных она только попутное средство для достижения иных целей. Подавляющее большинство персонажей одержимо идеей, но в своей одержимости отнюдь не бескорыстно. Мы становимся свидетелями бесконечного разнообразия форм такого рода идейного небескорыстия.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Интеграция фольклористики

Интеграция фольклористики в систему наук об искусстве на правах одной…

Состояние культуры

Ибо фольклор знаменует собой такое - весьма напряженное и отнюдь не…

Художественное бессилие

В одних случаях, когда искусство, подобно жизни, вовлекает нас в…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…