Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Внимание невольно настораживается

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Итак, от воскресенья в начале сентября до понедельника спустя четыре с небольшим недели, следовательно, уже в начале октября исчисляется время, разделенное между тремя праздниками и завершенное самым страшным из них - не сбывшимся праздником в Скворешниках, тем, что должен был превзойти своим великолепием все предыдущие, но стал днем смерти Николая Ставрогина, «самозванца», «Ивана-царевича».

Пока мы находимся в малом времени ежедневной и помесячной хроники, все сроки, меты и указания, которые можно почерпнуть в романе, неукоснительно сходятся. Зная, что Достоевский приступил к работе над «Бесами» в январе или феврале 1870 г., а его рассказчик-очевидец говорит, что с момента, когда «все раскрылось», минуло четыре месяца, можно вслед за Л. Сараскиной предположить, что речь идет об осени 1869 г., и назвать число «рокового воскресенья» - 12 сентября. Однако в тексте второй части упоминается «187. . . год», пронизывающие же весь роман указания на большую историю, на события европейского масштаба решительно смещают малые хронологические расчеты, как бы накладывая время на время.
Читатель вряд ли подумает о том, что благополучное путешествие по Европе и мирное возвращение в Россию Варвары Петровны и Дроздовых с Дашей, Петра Верховенского и Николая Ставрогина возможно только до начала франко-прусской войны, значит, не позднее лета 1869 г.; вряд ли примет за датировку лихую импровизацию Лямшина, где Марсельеза соперничает с Германией Бисмарка; вряд ли вспомнит упоминание о послевоенной холере в Европе (1870-1871), заметит мелькнувшее в третьей части романа в речи Верховенского-старшего словцо «петролейщики», заимствованное из лексикона, относящегося к Парижской Коммуне, следовательно, к 1871 г. Между тем в концепции исторического времени, как бы просвечивающего в романе сквозь обывательскую ежедневность, такие и подобные им «парадоксы хронологии» не только важны - они определяют соотношение больших и малых сроков, обыденного, отдельного со всеобщим и высшим. Отсветы великих сдвигов в истории России и Европы ложатся на каждое прожитое мгновение.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Традиции марксистского подхода

Традиции марксистского подхода предполагают рассмотрение…

Социальная система

Ведь художественная культура должна постоянно не только отвечать…

Гармоничное развитие человека

Оба они, как Шиллер, так и Гете, мечтали о гармоничном развитии…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…