Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Внимание невольно настораживается

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Итак, от воскресенья в начале сентября до понедельника спустя четыре с небольшим недели, следовательно, уже в начале октября исчисляется время, разделенное между тремя праздниками и завершенное самым страшным из них - не сбывшимся праздником в Скворешниках, тем, что должен был превзойти своим великолепием все предыдущие, но стал днем смерти Николая Ставрогина, «самозванца», «Ивана-царевича».

Пока мы находимся в малом времени ежедневной и помесячной хроники, все сроки, меты и указания, которые можно почерпнуть в романе, неукоснительно сходятся. Зная, что Достоевский приступил к работе над «Бесами» в январе или феврале 1870 г., а его рассказчик-очевидец говорит, что с момента, когда «все раскрылось», минуло четыре месяца, можно вслед за Л. Сараскиной предположить, что речь идет об осени 1869 г., и назвать число «рокового воскресенья» - 12 сентября. Однако в тексте второй части упоминается «187. . . год», пронизывающие же весь роман указания на большую историю, на события европейского масштаба решительно смещают малые хронологические расчеты, как бы накладывая время на время.
Читатель вряд ли подумает о том, что благополучное путешествие по Европе и мирное возвращение в Россию Варвары Петровны и Дроздовых с Дашей, Петра Верховенского и Николая Ставрогина возможно только до начала франко-прусской войны, значит, не позднее лета 1869 г.; вряд ли примет за датировку лихую импровизацию Лямшина, где Марсельеза соперничает с Германией Бисмарка; вряд ли вспомнит упоминание о послевоенной холере в Европе (1870-1871), заметит мелькнувшее в третьей части романа в речи Верховенского-старшего словцо «петролейщики», заимствованное из лексикона, относящегося к Парижской Коммуне, следовательно, к 1871 г. Между тем в концепции исторического времени, как бы просвечивающего в романе сквозь обывательскую ежедневность, такие и подобные им «парадоксы хронологии» не только важны - они определяют соотношение больших и малых сроков, обыденного, отдельного со всеобщим и высшим. Отсветы великих сдвигов в истории России и Европы ложатся на каждое прожитое мгновение.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Дионисическое искусство

Чудесное в своей внезапности, дионисическое искусство позволяет…

Революция в искусстве

Отвлечься, чтобы глубже осознать и объективнее охватить жизнь этого…

Профессионализация в театре

Иванов писал: «Искусство идет навстречу народной душе. Из символа…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…