Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
Роман «Бесы» обладает столь необычным и многозначительно соотнесенным друг с другом внутренним (время описываемых событий) и внешним (время создания произведения) хронометражем, что заслуживает специального изучения. Учитывая уже проделанную в этом плане работу, мы вкратце отметим лишь те особенности временных параметров повествования, которые уже выделены исследователями, чтобы понять и определить одно, интересующее нас в данном случае время - время праздника.
Первое, что бросается в глаза, - это неумолимый, почти назойливый хронометраж. Называются годы, месяцы, дни, недели, часы и даже минуты («На прошлой неделе во вторник, нет, в среду. . . было тридцать семь минут третьего») тех происшествий внешней и сокровенно духовной жизни героев, которые становятся основными вехами рассказанной истории. При желании мы могли бы составить график ежедневного времяпрепровождения для всех главных действующих лиц романа. Жанр хроники, осуществленный с блистательным мастерством, создает иллюзию полной достоверности реального временного процесса.
Началом событий, описанных очевидцем, можно считать «роковое воскресенье» - день неудачного сватовства Степана Трофимовича Верховенского. Все, что ему предшествует, - это предыстория, охватывающая два десятилетия, и те приготовления к празднику обручения, которые как бы стягивают будущих героев в «наш город». Не трудно сосчитать (для этого даны прямые указания в тексте - «на восьмой день», «на другой день», «десять дней спустя», «через две недели» и т. д.), что последнее событие «хроники» - самоубийство «гражданина кантона Ури» Николая Ставрогина - происходит в понедельник. Роман начинается словами - «в самом конце августа». В записных тетрадях Достоевского есть указание на месяц, в течение которого развертываются события «Хронология. Действие романа в сентябре».
← Внимание невольно настораживается | Отзвуки прочитанного → |
---|