Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Властный запрос

Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века

В русской культуре Чехову суждено было стать воплощенной «связью времен» - не только потому, что сама жизнь его продлится в течение второй половины века, от 1860-х до начала 1900-х годов; связь будет не формальной, глубокой. Недаром он, генетически связанный с толстовской линией литературы, окажется так близок новым течениям конца века, русскому символизму и будет там принят с чувством родства.

Более четко, чем другие, осознавший и заявивший свою позицию естественника, позитивиста, врача как новую программу литературы - программу объективности, научной точности и полноты, - но не поступится для нее ни граном из гуманистической традиции и будет открыт для новых движений в искусстве. Отсюда знаменитые чеховские контрасты поэзии и прозы, того, что в наше время будет названо «потоком жизни» и «потоком сознания»; отсюда сочетание масштабного и конкретного в представленной им картине мира. О ней можно было бы сказать более поздними словами А. А. Блока, размышлявшего в дневниковых записях о природе этой - явно чеховской - ветви русского реализма: «Реалисты исходят из думы, что мир огромен и что в нем цветет лицо человека - маленького и могучего. Они считаются с первой (наивной) реальностью, с психологией и т.д.»
Эта картина мира выстраивалась в творчестве Чехова постепенно, кристаллизуясь в его «творческой лаборатории», в его подсознании, обогащаясь по мере самого развития искусств; выстраивалась одновременно и в прозе, и в драме. Ошибкой является распространенное убеждение, будто Чехов, сложившись сначала как прозаик, затем - чуть ли не запланировано - перенес свои методы в драматургию. Эта ошибка основана прежде всего на хронологических неточностях: драматическая форма была для Чехова органична и изначальна. Драматургией начинается и завершается его творческий путь - (от огромной юношеской пьесы (называемой то «Безотцовщина», то «Без названия»), кладовой множества чеховских образов и мотивов на долгие годы вперед, и до «Вишневого сада». Темы театра постоянны и в его раннем творчестве; пьесы он пишет вперемешку с новеллами - и, как цельная творческая личность, пишет по единым, установленным себе законам. Отсюда и драматургический потенциал его прозы, и повествовательность драматургии, предлагавшей театру странные для русской традиции пьесы.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Художник-коммунист

Для всех зрителей есть место, все возможные варианты выбора себя…

Культурологический подход

Но по мере ее наполнения все труднее оказывается определить сущность…

Основополагающее значение понимания сущности

Основополагающее значение для понимания сущности и специфики того…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…