Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Странными были герои этих пьес - явно не героические личности, по авторскому определению, не «ангелы» и не «злодеи», не противостоящие ни миру, ни «другим», но, напротив, прочно вплавленные в этот контекст. Отказываясь от ренессансного принципа борьбы людей как пружины действия, Чехов предложил театру исследование взаимоотношений человека и мира (времени, судьбы, всего жизненного уклада), с неведомой прежде театру полнотой и конкретностью выраженное вовне и спроецированное внутрь - в душу героя.
Герои были не поняты - зрителями и самим театром; эпическая полнота картины, лабораторно опробованная в «Лешем», - и того меньше. Театр не нашел к ней подхода - старые средства не годились, новых еще не было. В результате получилось то, о чем напишет в своих воспоминаниях Немирович-Данченко: «Все было от знакомой сцены, а хотелось чтобы было от знакомой жизни».
Развитие Чехова-драматурга шло в русле не столько отечественных традиций (пусть и освоенных им от Тургенева и Островского, и вошедших в его «генетический фонд»), сколько общеевропейского движения, названного «новой драмой» и обладавшего при всех индивидуальных и национальных вариантах ее общими, родственными чертами . Возникнув как протест против театральной рутины во всех ее видах - от правил коммерческого театра до «хорошо сделанной пьесы» и канонов актерской игры, - «новая драма» в лице Э. Золя, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, А. Стриндберга и других предложила театру прежде всего новое миропонимание, бесстрашное в своем проникновении в тайны бытия и тайны души человека, в показе самих механизмов этого бытия, как они выражены и в повседневности, и в неумолимом ходе судьбы. Первым этапом «новой драмы» было освоение реальности методами почти научными, точными и бесстрастными, связанными с программой натурализма; картина мира стремилась к фотографической скрупулезности, к тому, что - как форма драматургии - обозначалось термином «вырез из жизни».
← Развитие Чехова-драматурга | Властный запрос → |
---|