Автор: Эльвира Захарова | Категория: Культура XIX века
Властный запрос времени заставит театр развернуть те свои возможности, которые до того казались второстепенными, - свою потенциальную универсальность, свою способность к наглядному синтезу искусств, к созданию многомерной картины мира. Для этой картины понадобится автор ее, представитель новой театральной профессии - режиссер, которого в нашем веке назовут «автором спектакля». Понадобится искусство не только воплощения сюжета и характеров пьесы, но и сочинения спектакля как нового театрального единства, много более сложного, чем актерский ансамбль.
И режиссер, до той поры бывший вспомогательным лицом театра, как бы администратором сцены, станет ее руководителем, хозяином, «демиургом», как определят его впоследствии, представителем самой универсальной профессии в искусстве.
Но все это произойдет в самом конце века - случится, как взрыв, последствия, резонанс которого определят развитие театра в следующем столетии. Пока же, в течение 1880-х и 1890-х годов, русский театр развивался по формуле, обозначенной в записной книжке Чехова: «Сцена станет искусством лишь в будущем, теперь же она лишь борьба за будущее». Борьба эта и будет содержанием театрального процесса последних десятилетий, а главные соперники в ней - Чехов и тот театр, с которым он не мог найти взаимопонимания добрый десяток лет.
Одной из постоянных бед русского театра был в целом низкий уровень репертуара, от чего страдала культура и театра, и зрителей, а могучие актерские силы часто расходовались впустую. Но если во времена Островского потоку массовой драматургической продукции существовал реальный, действенный противовес, то затем этого не стало. С середины 1880-х репертуар заполняли эпигоны Островского, добросовестные, но средние драматурги; противостояла им в основном классика, но быстро и бурно менявшаяся жизнь диктовала все более острый и не удовлетворявшийся сценой интерес к современности. Возникало ощущение межвременья, разрыва; этот разрыв продлится от эпохи Островского до театрального времени Чехова, с середины 1880-х до конца 1890-х годов, хотя как активный автор театра Чехов действовал все эти годы. Можно сказать, что те новаторские предложения театру, которые и приведут в конце концов к его революционной ломке, сам Чехов сформулировал не сразу, но долго к ним шел - и все же они скапливались в его пьесах, от «Иванова» и «Лешего» до «Чайки», а театром поняты и приняты не были.
← Властный запрос | Переломное и сложное время → |
---|