Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

В. В. Стасова

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Тут следует подчеркнуть слова «метались, словно ужаленные и чуть не смертельно пораненные». Вспомним о том, что и гоголевский «молодой человек» вдруг останавливался, «как будто пронзенный», о том, как «рыдала», читая Евангелие, отправляющаяся в народ молодежь, или как «заволновалась радость» в душе у чеховского студента. Все это были эмоциональные проявления людей, непосредственно разделявших тогдашние нравственные вдохновения.

Когда мы говорим о репинских евангельских уподоблениях, мы имеем в виду, конечно, не то, что живописец лишь «отразил» существовавшие «вне его» настроения или способы думать. Он был одним из создателей не только художнической, но и чисто жизненной психологии, когда в ушах людей, как у гоголевского героя, за словами «зачем вы меня обижаете» звенели слова «я брат твой», а за событиями современных арестов, судов или казней угадывались их вековечные легендарные прототипы.
Репин начал свой цикл небольшой картиной «Под конвоем. По грязной дороге» (1876, ГТГ), которая почти еще предыстория народовольческой серии. В основе там - непосредственное натурное впечатление, что нетипично для цикла, в составе которого более сложные по сюжету и более композиционно выстроенные полотна. Недавно вернувшийся из-за границы Репин, по-видимому, встретил на одной из столбовых российских дорог давно знакомую, но уже чуть позабытую сцену: тащащуюся по грязной дороге телегу с фигурами возницы, нахлестывающего лошадей, жандармов и арестанта. Направо, на фоне пейзажа, - покосившаяся верста, налево - уходящие вдаль телеграфные столбы.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Свобода утверждения личностного

Свобода утверждения личностного, индивидуально-пристрастного всегда…

Личностное начало в жизни общества

В негативно же оцениваемых состояниях оно не усматривает культуры и…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…