Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Репин начал свой цикл небольшой картиной

Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века

Перед нами почти этюд, хотя и достаточно емкий и по смысловым ассоциациям, и по общему поэтическому содержанию. Наиболее очевиден для современников был, возможно, оттенок, вносимый уходящими вдаль столбами. В ту пору он звучал, конечно, гораздо отчетливее, чем для нас теперь, ибо телеграф был в то время новинкой и, вероятно, постоянным сюжетом для обиходных разговоров и мнений.

Заключался он в том, что наши российские дороги вдобавок к полусгнившим верстам уставлены теперь еще и столбами электрического телеграфа - плодами европейской цивилизации, - а между тем Россия - все та же, что и при Николае Пал-кине и раньше, - с грязью дорог и плетущимися по ним телегами, нищетой деревень и неизбывными жандармами, хватающими все мало-мальски мыслящее и честное. Мы помним, что почти такие же - и, заметим, тоже вполне обиходные - идеи высказывал в уже процитированных письмах Крамской, когда утверждал, что блага цивилизации и успехи наук не способны «вытравить ни одного.. . инстинкта дикаря из современного человека» и что «с успехами знания человек получил только больший простор. . . удовлетворить своему эгоизму».
Разумеется, необычайно актуальной и задевающей за живое была и прямая тема картины, уже независимо от сопоставления с телеграфом. Так же как в 1874 г. «из всех городов и весей» России начался беспрецедентный по своей массовости «крестовый поход» в российскую деревню, так годом позже последовал не менее массовый своз из российских деревень сначала в губернские остроги, а затем и в петербургские тюрьмы сотен и сотен арестованных пропагандистов.
И все же репинский взгляд - еще как бы «с обочины» не только дороги, но и самого народнического движения. Здесь нет еще ни акцентированного момента, который делал бы нас непосредственными участниками события (как в более поздних вещах), ни человеческих характеров, по которым мы могли бы судить (как это будет позднее), кто в данном случае оказывается жертвой жандармского насилия. Наконец, нет и намека на какие-либо евангельские ассоциации, и потому подобное изображение могло бы встать в череду мифологических «взятий под стражу» или везений на Голгофу только в контексте других работ, где подобная ассоциативность станет гораздо более выявленной.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Боевая идеологическая направленность

Энергичный жест, фигура, полная движения, создают впечатление прямого…

Архитектура как вид искусства

В следующем разделе пойдет речь об архитектуре сначала в таком…

Процесс развертывания форм капитализма

Таким образом, мы вновь возвращаемся к очерченной выше диалектике…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…