Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века
Внешне, своей формальной структурой такие «интерьеры» восходили к «комнатному» жанру предшествующих десятилетий, связанному в первую очередь с творчеством Венецианова и его школы. И вместе с тем эволюция этого жанра на протяжении 50-60-ти лет была настолько разительной и характерной, что сама по себе могла бы служить моделью исторического развития поэтики и стилистики русской живописи в прошлом столетии.
«Комнаты» К. А. Зеленцова, А. А. Алексеева, Г. К. Михайлова, Е. Ф. Крендовского и других венециановцев - самостоятельный, довлеющий себе мир человека, реальная среда его повседневного существования и в то же время поэтический идеал его бытия. Природа, находящаяся за стенами дома, иногда видна в окна, иногда же заявляет о себе просто тем, что наполняет интерьер мягким ровным светом. В лучших картинах такого рода художник очень тонко чувствует грань, отделяющую поэтизацию частного быта человека от воспевания домашнего уюта, воспевания, всегда подразумевающего «неуютность» всего того, что происходит вокруг, и подчеркивающего тем самым изолированность изображенной сцены от окружающего мира. «Комнаты» венециановцев тоже, разумеется, создают образ замкнутого в себе бытия. Но оно и не нуждается в сопоставлении с окружающей средой, ибо в самом этом образе содержится полнота жизни, ощущение которой входит в него вместе с тихо льющимся светом, спокойно уравновешенным пространством интерьера и созерцательным настроением изображенных фигур.
← В федотовских «интерьерах» | Чувствовать себя дома → |
---|