Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века
Это собирание в музыкальном фокусе разнонаправленных тенденций, условно говоря, от языческих, праславянских корней до новейших идей европейского музыкального романтизма, самых передовых приемов музыкальной техники - характернейшая черта русской музыки второй половины XIX столетия. Она определила глубокое качественное отличие искусства этого периода от искусства предшествующих полутора столетий.
Впервые после средневековья отечественная профессиональная музыка, окончательно выйдя из-под власти прикладных функций (сопровождение, украшение быта, пусть иногда в очень рафинированных формах; сопровождение, комментирование литературно-сценических произведений), вернулась к своему главному предназначению - стала миросозерцанием в звуках: по определению Александра Блока, «музыка есть мысль (текучая) о мире».
Рассуждая о картине мира в русской музыке второй половины XIX в., необходимо иметь в виду необыкновенно сжатый темп ее развития. В этот период эволюция всех искусств шла бурно, но в музыке, где творческая среда, как и среда воспринимающая, была все-таки неизмеримо уже, чем в литературе или изобразительных искусствах, динамика процесса выглядит особенно впечатляюще.
Проблема периодизации в русской музыке второй половины XIX в. не сложна. Ее исток - 1836 год, премьера «Ивана Сусанина»; основные события 1840-1850-х годов, подготовившие качественный скачок 1860-х,- «Руслан» (1842) и «Русалка» (1849-1855). Собственно «новая русская школа» возникает на рубеже 1850-1860-х годов, когда складывается «Могучая кучка» и делает выбор жизненного пути Чайковский.
Естественными верхними границами периода выступают либо 1907 - последняя опера Римского-Корсакова «Золотой петушок», либо 1913 - «Весна священная» ученика Римского-Корсакова И. Ф. Стравинского, сочинение, открывшее, по общему признанию, новую эру в музыкальном искусстве. Быть может, точнее определить верхнюю границу 1907 г. - премьерой «Китежа», великой вершины национальной эпики. Итого 70-75 лет: в этом промежутке создано все то богатство, которое именуется ныне русской классической музыкой.
← Рассуждая о картине мира в русской музыке | Подобный пунктир → |
---|