Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Собирание в музыкальном фокусе

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

Это собирание в музыкальном фокусе разнонаправленных тенденций, условно говоря, от языческих, праславянских корней до новейших идей европейского музыкального романтизма, самых передовых приемов музыкальной техники - характернейшая черта русской музыки второй половины XIX столетия. Она определила глубокое качественное отличие искусства этого периода от искусства предшествующих полутора столетий.

Впервые после средневековья отечественная профессиональная музыка, окончательно выйдя из-под власти прикладных функций (сопровождение, украшение быта, пусть иногда в очень рафинированных формах; сопровождение, комментирование литературно-сценических произведений), вернулась к своему главному предназначению - стала миросозерцанием в звуках: по определению Александра Блока, «музыка есть мысль (текучая) о мире».

Рассуждая о картине мира в русской музыке второй половины XIX в., необходимо иметь в виду необыкновенно сжатый темп ее развития. В этот период эволюция всех искусств шла бурно, но в музыке, где творческая среда, как и среда воспринимающая, была все-таки неизмеримо уже, чем в литературе или изобразительных искусствах, динамика процесса выглядит особенно впечатляюще.

Проблема периодизации в русской музыке второй половины XIX в. не сложна. Ее исток - 1836 год, премьера «Ивана Сусанина»; основные события 1840-1850-х годов, подготовившие качественный скачок 1860-х,- «Руслан» (1842) и «Русалка» (1849-1855). Собственно «новая русская школа» возникает на рубеже 1850-1860-х годов, когда складывается «Могучая кучка» и делает выбор жизненного пути Чайковский.

Естественными верхними границами периода выступают либо 1907 - последняя опера Римского-Корсакова «Золотой петушок», либо 1913 - «Весна священная» ученика Римского-Корсакова И. Ф. Стравинского, сочинение, открывшее, по общему признанию, новую эру в музыкальном искусстве. Быть может, точнее определить верхнюю границу 1907 г. - премьерой «Китежа», великой вершины национальной эпики. Итого 70-75 лет: в этом промежутке создано все то богатство, которое именуется ныне русской классической музыкой.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Общие закономерности

Подобный подход, безусловно, имеет существенные достоинства главным…

Принцип подражания природе

Теперь автономность искусства понимается в определенном смысле как…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…