Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Собирание в музыкальном фокусе

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

Это собирание в музыкальном фокусе разнонаправленных тенденций, условно говоря, от языческих, праславянских корней до новейших идей европейского музыкального романтизма, самых передовых приемов музыкальной техники - характернейшая черта русской музыки второй половины XIX столетия. Она определила глубокое качественное отличие искусства этого периода от искусства предшествующих полутора столетий.

Впервые после средневековья отечественная профессиональная музыка, окончательно выйдя из-под власти прикладных функций (сопровождение, украшение быта, пусть иногда в очень рафинированных формах; сопровождение, комментирование литературно-сценических произведений), вернулась к своему главному предназначению - стала миросозерцанием в звуках: по определению Александра Блока, «музыка есть мысль (текучая) о мире».

Рассуждая о картине мира в русской музыке второй половины XIX в., необходимо иметь в виду необыкновенно сжатый темп ее развития. В этот период эволюция всех искусств шла бурно, но в музыке, где творческая среда, как и среда воспринимающая, была все-таки неизмеримо уже, чем в литературе или изобразительных искусствах, динамика процесса выглядит особенно впечатляюще.

Проблема периодизации в русской музыке второй половины XIX в. не сложна. Ее исток - 1836 год, премьера «Ивана Сусанина»; основные события 1840-1850-х годов, подготовившие качественный скачок 1860-х,- «Руслан» (1842) и «Русалка» (1849-1855). Собственно «новая русская школа» возникает на рубеже 1850-1860-х годов, когда складывается «Могучая кучка» и делает выбор жизненного пути Чайковский.

Естественными верхними границами периода выступают либо 1907 - последняя опера Римского-Корсакова «Золотой петушок», либо 1913 - «Весна священная» ученика Римского-Корсакова И. Ф. Стравинского, сочинение, открывшее, по общему признанию, новую эру в музыкальном искусстве. Быть может, точнее определить верхнюю границу 1907 г. - премьерой «Китежа», великой вершины национальной эпики. Итого 70-75 лет: в этом промежутке создано все то богатство, которое именуется ныне русской классической музыкой.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Эпос и роман

Ее эстетико-культурный смысл убедительно раскрыл М. М. Бахтин в…

Дух мирового зла

Художник ставит свое детище в атмосферу публичности - в дневнике,…

Интеграция фольклористики

Интеграция фольклористики в систему наук об искусстве на правах одной…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…