Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века
Предельно четкую историческую характеристику этапа в целом дал Римский-Корсаков в 1906 г.: «...я да и все мы суть деятели конца XIX века и периода от освобождения крестьян до падения самодержавия (оно ожидалось композитором в текущем году или в самом близком будущем. - М. Р.). Теперь же, с переломом политической жизни на Руси, или наступит период расцвета, или, что вероятнее, период упадка искусства.
На Западе уже чувствуется наступление этого периода, да и у нас имеются его признаки. Как известно, в периоды упадка действуют и великие таланты, как будто по инерции, набравшись оной в период расцвета, но это уже не наш брат, деятель 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годов, это даже не Глазунов, а некие другие более молодые» . Можно критически отнестись к корсаковской пессимистической характеристике наступающего нового этапа как «упадочного», но композитор был несомненно прав в том, что большой стиль, созданный в русской музыке второй половины XIX в., уходил в прошлое.
Римский-Корсаков обосновал также внутреннее подразделение периода, обозначив середину 1880-х годов как переломный, кризисный момент для петербургской школы: «Итак, „могучая кучка" распалась безвозвратно.
Сходство, указывавшее на то, что кружок беляевский есть продолжение балакиревского, кроме соединительных звеньев, в лице моем и Лядова, заключалось в общей и тому и другому передовитости, прогрессивности; но кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, кружок Беляева - периоду спокойного шествия вперед; балакиревский - был революционный, беляевский же - прогрессивный. ...Все пятеро членов первого были признаны впоследствии за крупных представителей русского музыкального творчества; второй - по составу был разнообразен: тут были и крупные композиторские таланты, и менее значительные дарования...»
Необходимо добавить, что 1880-е годы - это также высший расцвет творчества Чайковского и общественного его признания (после премьеры «Евгения Онегина» в 1878 г.), период стремительного роста таланта и мастерства Глазунова. На вторую половину десятилетия приходится становление самобытной композиторской школы древней столицы во главе с Чайковским и Танеевым, а позже - С. В. Рахманиновым и А. Н. Скрябиным.
← Римский-Корсаков | Собирание в музыкальном фокусе → |
---|