Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Рассуждая о картине мира в русской музыке

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

Предельно четкую историческую характеристику этапа в целом дал Римский-Корсаков в 1906 г.: «...я да и все мы суть деятели конца XIX века и периода от освобождения крестьян до падения самодержавия (оно ожидалось композитором в текущем году или в самом близком будущем. - М. Р.). Теперь же, с переломом политической жизни на Руси, или наступит период расцвета, или, что вероятнее, период упадка искусства.

На Западе уже чувствуется наступление этого периода, да и у нас имеются его признаки. Как известно, в периоды упадка действуют и великие таланты, как будто по инерции, набравшись оной в период расцвета, но это уже не наш брат, деятель 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годов, это даже не Глазунов, а некие другие более молодые» . Можно критически отнестись к корсаковской пессимистической характеристике наступающего нового этапа как «упадочного», но композитор был несомненно прав в том, что большой стиль, созданный в русской музыке второй половины XIX в., уходил в прошлое.

Римский-Корсаков обосновал также внутреннее подразделение периода, обозначив середину 1880-х годов как переломный, кризисный момент для петербургской школы: «Итак, „могучая кучка" распалась безвозвратно.

Сходство, указывавшее на то, что кружок беляевский есть продолжение балакиревского, кроме соединительных звеньев, в лице моем и Лядова, заключалось в общей и тому и другому передовитости, прогрессивности; но кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, кружок Беляева - периоду спокойного шествия вперед; балакиревский - был революционный, беляевский же - прогрессивный. ...Все пятеро членов первого были признаны впоследствии за крупных представителей русского музыкального творчества; второй - по составу был разнообразен: тут были и крупные композиторские таланты, и менее значительные дарования...»

Необходимо добавить, что 1880-е годы - это также высший расцвет творчества Чайковского и общественного его признания (после премьеры «Евгения Онегина» в 1878 г.), период стремительного роста таланта и мастерства Глазунова. На вторую половину десятилетия приходится становление самобытной композиторской школы древней столицы во главе с Чайковским и Танеевым, а позже - С. В. Рахманиновым и А. Н. Скрябиным.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Сфера материального и духовного производства

Нам представляется убедительным противопоставление абстрактного…

Культура как абсолютная ценность человечества

Культура как абсолютная ценность человечества ставит перед обществом…

Освоение конкретных художественных традиций

Точно так же самодеятельная собирательская практика…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…