Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Подобный пунктир

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

В письме-манифесте Стасова к Балакиреву от 13 февраля 1861 г. находятся следующие знаменательные строки: «Мне кажется, что „Лиром" и еще двумя-тремя вещами Вы навсегда распрощаетеся с общей европейской музыкой и скоро уже перейдете окончательно к тому делу, для которого родились на свет: музыка русская, новая, великая, неслыханная, невиданная, еще новее по формам (а главное по содержанию), чем та, которую у нас затеял ко всеобщему скандалу Глинка»".

Под «неслыханной» и «невиданной» музыкой Стасов понимал искусство не только новых - национальных - тем, но также новых форм и средств: например, «симфония должна перестать быть составлена из 4 частей»; «должно прогнать 1-ю и 2-ю тему, Durchfiihrung или Миттельзац и прочую схоластику». Но Стасов не предлагал отечественным композиторам вовсе отрешиться от западноевропейского опыта; утверждая, что новые темы вызовут к жизни новые средства, он заключает письмо: «Будущая форма музыки - то бесформие, которое есть уже во всей 2-й мессе», т. е. Missa Solemnis Бетховена.

Никто из кучкистов, конечно, не «распрощался окончательно» с «общей европейской музыкой» доромантического периода, но определенный момент перехода к национальным темам заметен почти у всех (кроме, может быть, Римского-Корсакова): Балакирев действительно начал «Лиром», Мусоргский - «Эдипом» и «Саламбо», Бородин - камерно-ансамблевым музицированием западноевропейского типа. Чайковский начал «Фатумом», «Ромео и Джульеттой», но одновременно «Зимними грезами», и линия «общечеловеческих» тем проходит далее, сплетаясь с «русской», через все его творчество.

В сущности, подобный пунктир «европейских» тем характерен для всех шестидесятников, особенно же явственным становится он в произведениях младших кучкистов - А. К. Лядова и А. К. Глазунова и композиторов московской школы, начиная с С. И. Танеева. В самом крупном плане сложное единство национального и европейского - глинкинская традиция.

В плане же языковых средств здесь действовал, очевидно, закон взаимопонимания «самого молодого» и «самого старого». Иначе говоря, Балакиреву необходимо было пройти через школу Берлиоза- Листа, чтобы с такой смелостью отказаться от школьных норм гармонии и голосоведения («общей европейской музыки») в обработке волжской бурлацкой «Эй, ухнем».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Противоречия культуры

Для современного прогрессивного искусства характерно возрастающее…

Праздничный экстаз

Наиболее адекватной формой воплощения эстетики преображения…

Языческий обряд

Может быть, именно здесь с максимальной заостренностью выявляется…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…