Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
Именины «у наших» демонстративно лишены «одевания» - дамы без воротничков, в домашних платьях, простоволосые, мужчины кто в чем, «знаток народа» явился даже, кажется, в смазных сапогах.
Впрочем, такого рода «небрежение» приличиями по-своему ритуально, так как выражает «протест», а все собравшиеся ищут способа «протестовать», и сопровождающая именины-сходку музыка не музыка вовсе: Лямшин, барабаня по клавишам фортепьяно чуть не кулаками, делает это для того, чтобы «прохожие» думали, что в доме танцуют и веселятся. Здесь все как бы подменено, перевернуто, профанировано. Однако у готового превратиться в фарс представления до времени скрытое, страшное лицо: собравшиеся должны найти и указать жертву, их пустая и дурацкая игра в заговор будет оплачена кровью, обернется предательством, убийством, смертью.
Третий и главный праздник - праздник общественный. Ему посвящена заключительная часть романа, занимающая треть текста. Праздник продолжается без малого сутки, при этом, по признанию рассказчика, «вся эта ночь. .. с страшною „развязкой" наутро мерещится. . . как безобразный, кошмарный сон и составляет.. . самую тяжелую часть моей хроники». «Грандиозные» масштабы празднества, его «высокие» благотворительные и «просветительские» цели должны были ознаменовать собою начало той будущей деятельности, которая в фантастических честолюбивых мечтах Юлии Михайловны приобретала воистину вселенский размах: о «нашем городе» должны были узнать в Москве и Петербурге, он мог прославиться и стать примером для других губерний по всей России.
← Именины «у наших» демонстративно лишены «одевания» | Роман построен в форме воспоминаний очевидца → |
---|