Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Синхронность с европейскими процессами

Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века

Взгляд Виолле-ле-Дюка на древнерусскую архитектуру был взглядом архитектора XIX в., видевшего в ней прежде всего особенности, наиболее близкие современному архитектурному языку и предвещавшие новое понимание архитектурной формы. Именно этот взгляд современного архитектора оказался наиболее чуждым В. В. Стасову, не признававшему за ним права на суждения о русской архитектуре.

«Кому нужны советы, как употреблять мозаику, узорчатую глазурь, цветные изразцы в нашей архитектуре, делать снаружи большие металлические зонты вроде известного зонта над образом Успенского собора в Москве, кому нужна будет мысль, что в будущих постройках национального стиля можно делать новые комбинации каменной и железной постройки»", - писал он в своей рецензии на книгу Виолле-ле-Дюка.

Характерно, что здесь отрицаются как раз те направления художественных поисков, которые впоследствии стали типичными для русского модерна и остались неприемлемыми для В. В. Стасова. Точно так же неприемлемыми были для него и собственные творческие поиски Виолле-ле-Дюка в области новой формы в архитектуре.

«Он всегда был только отличный ученый и профессор, - писал Стасов, - а чтоб создавать, надо еще быть и художником. Кто изучал истинно превосходное сочинение Виолле-ле-Дюка, лучшего его времени „Entretiens sur Iarchitecture", знает, что книга эта испорчена только одним, рисунками будущей архитектуры сочинения самого автора. Они все до крайности уродливы и отталкивают бедностью художественного элемента» .

Очевидно, здесь речь шла как раз о тех чертежах металлических конструкций и тех проектах фасадов домов, которые во многом предвосхищали первые опыты западноевропейского модерна. Будучи в своих реставрациях мастером эклектики, в собственных проектах Виолле-ле-Дюк искал пути выхода из нее, смело эстетизируя традицонные мотивы, стилизуя металлические «готические» растительные орнаменты, вводя новые материалы и по-новому трансформируя свойства старых.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Процесс эстетического восприятия

Любая динамическая картина восприятия «застывает» по желанию зрителя:…

Общие закономерности

Подобный подход, безусловно, имеет существенные достоинства главным…

Сфера социальной памяти

Сфера социальной памяти, как и индивидуальная психика, какое-то время…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…