Автор: Виктор Анацкий | Категория: Культура XIX века
Именно эти новые черты и возможности видел французский мастер и в русской архитектуре, опиравшейся на национальные прообразы. «Как на пример тому, он указывает на очень тонкое чувство отношений частей в нашей архитектуре, проглядывающее, несмотря на грубое исполнение, и заметное более всего в частях, венчающих здание (напр., главах), в расположении и сочетании стен и пролетов и в общем силуэте строения. Эти качества, - говорит автор, - слишком драгоценны, чтобы не принять их в соображение при восстановлении нашего искусства» .
Эти слова были приведены в рецензии Л. В. Даля на французское издание книги Виолле-ле-Дюка о русском искусстве, рецензии, появившейся до ее перевода на русский язык. То, что эта рецензия принадлежала одному из наиболее образованных и творчески мыслящих русских архитекторов, кажется очень симптоматичным. Постоянное внимание к архитектуре и специальной литературе в Западной Европе было естественным для русских зодчих второй половины XIX в.
Этому способствовала широкая информация на страницах журнала «Зодчий», в «Неделе строителя», предварявших появление целого ряда специальных изданий на исходе XIX в. Естественно, что не эта информация сближала стилевые поиски в разных странах, но она отражала ту общность художественных процессов в архитектуре второй половины XIX в., которая своеобразно преломлялась в русском зодчестве.
Наряду с интересом к художественным процессам в западноевропейской архитектуре русских современников постоянно привлекали новые явления, происходившие в европейском градостроительстве. Если русские путешественники эпохи романтизма и даже середины XIX в. уделяли внимание художественному образу западноевропейских городов лишь наряду с другими, самыми разнообразными сведениями, то во второй половине XIX в. картины городской жизни стали занимать все большее место в путевых очерках русских публицистов и русских писателей.
При этом если вначале одним из эталонов для сравнения был классический Петербург с его новыми грандиозными ансамблями, так поразившими М. П. Погодина в 1839 г. по пути в Западную Европу "", то с течением времени таким эталоном все чаще начинает выступать Москва. Выше уже говорилось о тех сопоставлениях Лондона и Москвы, которые были органичны для мироощущения А. С. Хомякова. Явное или скрытое сравнение с русскими столицами было характерно и для других русских современников, видевших в западноевропейском опыте многие аналогии тем процессам, что совершались в русском градостроительстве, при всем их внешнем несходстве.
← Реставрации и достройки средневековых зданий | Синхронность с европейскими процессами → |
---|