Автор: Виталий Белевцев | Категория: Культура XIX века
Архитектура второй половины XIX в. во многом - антипод архитектуры XVIII-первой трети XIX в.; последняя максимально замкнута и в своих идеальных установках ориентирована по преимуществу на классическое наследие. Герметичность стилевой архитектуры, изолированной от влияния народных вкусов и допетровской художественной традиции, превосходит все другие искусства, развивающиеся, подобно ей, в русле европейской культуры.
Некоторые сдвиги намечаются лишь во второй трети XIX в. К народности, к наследию отечественного средневековья обращается храмовое зодчество; в своих проектах для крестьян профессиональные зодчие переосмысляют опыт народной деревянной архитектуры. Но до второй половины XIX в. художественный процесс характеризуется по преимуществу однонаправленным движением - сверху вниз. Носители народной культуры в городе и деревне лишены возможности прямого воздействия на высокую стилевую архитектуру. Вторая половина XIX в. - в этом смысле прямо противоположный по своим характеристикам этап. Архитектура его - плод слияния двух равно интенсивных встречных движений - одного, идущего сверху вниз, продиктованного острым ощущением бесперспективности и бесплодности архитектуры, оторванной от народных корней. Ему сопутствует равное по силе и целенаправленности движение снизу вверх, рожденное подъемом самосознания слоев, принадлежащих к сфере народной культуры. Объединение происходит в основном на базе высокой культуры образованных классов, ее приемов и стилистики, преобразуемых, однако, поэтикой низовой народной культуры.
← Носители народной культуры | Сандуновские бани → |
---|